Поиск по этому блогу

суббота, 3 декабря 2016 г.

Изобразительно-выразительные средства языка.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ  СРЕДСТВА  ЯЗЫКА

ВИДЫ ТРОПОВ
ТРОПЫ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРИМЕРЫ
Аллегория
Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы; жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи
Гипербола
Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение.
Одни дома длиною до звёзд, другие – длиной до Луны.
Ирония
Употребление слова или выражения в обратном смысле с це­лью насмешки.
Отколе, умная, бредешь ты, голова ? /в обращении к ослу/.
Литота
Выражение, содержащее непомерное преуменьшение како­го-либо явления.
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить … .
Метафора

Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии (скрытое образное сравнение, не оформленное союзами).
Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой; В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря; Со снопом волос твоих овсяных.
Перифраза
Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков
или указанием на их характерные черты.
Солнце русской поэзии (вместо Пушкин); царь зверей (вместо лев); город на Неве (вместо Санкт-Петербург).
Развёрнутые
метафоры
Несколько метафор, связанных между собой по смыслу.
В саду горит костёр рябины красной (1), но никого не может он со­греть (2); Отговорила роща золо­тая берёзовым весёлым языком.
Синекдоха

Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (употребление названия целого вместо названия части, общего – вместо частного и наоборот).
Пуще всего береги копейку. Видовое название вместо родового деньги. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Ед. число вместо мн. францу­зы.
Сравнение

Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются:
- творительным падежом;
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия;
-оборотами со сравнительными союзами;
- лексически (при помощи слов подобный, по­хожий и др.).
Под голубыми небесами
великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; Из мрака куст ползёт, мохнатей медвежонка;
Берёт, как бомбу, берёт, как ежа, как бритву обоюдоострую; Я уснул в горах... в громадном заглохшем саду, похожем на девственный лес.
Эпитет

Художественное, образное определение. Эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол.
Вечером синим, вечером лунным
Был я когда-то красивым и юным;
Петроград жил в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бе­шено.
                                СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ                                  
ФИГУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРИМЕРЫ
Анафора
Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской; Я стою у высоких дверей. Я слежу за работой тво­ей.
Антитеза

Оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь ки­пит в крови.
Бессоюзие

Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями.
Спускаются длинные тени, Горят за окном фонари, Темнеет высокая зала. Уходят в себя зеркала.
Градация
Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже уменьшающееся) значение.
Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты.
Инверсия
Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, с целью решения стилистических задач.
Досадно было, боя ждали;
К утру расстреляли притихшее горное эхо...
Многосоюзие

Намеренное использование
повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.
Но между нами – океан, И весь твой лондонский туман, И розы свадебного пира, И доблестный британский лев …
Параллелизм
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
В зале говорили свидетели - торопливо, обесцве­ченными голосами, судьинеохотно и безучаст­но.
Риторическое обращение
Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Ах ты, степь моя, степь привольная!; Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ
маузер!
Умолчание
Сознательно выраженная не до конца мысль, т. е. предоставляется читателю право самому догадаться.
Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть..
Эллипсис
Конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности.
Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня, в другом конце – леса, болота, мох.
Эпифора
Повторение слов или выражении в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Оксюморон
Соединение двух антонимических понятий, слов, объединенный смысл которых противоречив.
живой труп; жар холодных чисел;
красноречиво молчать.

1 комментарий:

  1. Выучить определения тропов и фигур, подобрать примеры и рассказать на занятии.

    ОтветитьУдалить