Поиск по этому блогу
пятница, 22 декабря 2023 г.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ И ПРАВИЛА РУБРИЦИРОВАНИЯ
1. Перед перечнем обычно ставят обобщающее слово (существительное, глагол, прилагательное, в зависимости от ведущего слова элементов перечня). Если обобщающее слово ввести трудно или если при этом придется употребить много дополнительных слов, можно завершить предваряющий текст глаголом или расщепленным сказуемым, даже если ведущее слово элементов перечня — другая часть речи, а предлог, которым этот глагол (расщепленное сказуемое) управляет, перенести в состав 1-го элемента перечня. Не рекомендуется остав-лять предлог в тексте, предваряющем перечень. Например: Обра-тить внимание:
а) на правильность, б) однородность, в) целесообразность.
После предшествующего перечню текста фразы ставят следующие знаки препинания:
а) двоеточие, если в этом тексте содержится слово или словосочетание, указывающее на то, что дальше последует перечень, или если перечень служит прямым разъяснением того, о чем говорится в предшествующем ему тексте фразы, либо он непосредственно продолжает текст;
б) точку, если связь предшествующего перечню текста с самим перечнем ослаблена (нет в этом месте слова или словосочетания, указывающего на то, что дальше последует перечень, перечень прямо не разъясняет этот текст, не служит непосредственным продолжением его).
2. Для обозначения частей перечней используются:
прописные буквы (А, Б, В и т.д.) и римские цифры (I, II, III и т.д.) — в качестве показателя высшего уровня членения;
арабские цифры (1, 2, 3 и т.д.) — для обозначения среднего уровня членения;
арабские цифры со скобкой (1) 2) 3) и т.д.) и строчные буквы со скобкой (а) б) в) и т.д.) — для обозначения низшего уровня членения.
При использовании данных обозначений соблюдаются правила:
строчные буквы не употребляются без скобок;
после строчных букв и арабских цифр со скобками не ставится точка – а) 1);
римские цифры и прописные буквы употребляются без скобок;
после прописных букв и римских цифр, использованных в самом тексте, при абзацном отступе, ставится точка – А. I.;
после прописных букв и римских цифр, использованных в середине строки, вне текста (в качестве заголовков при обозначении крупных разделов), точка не ставится;
при рубрицировании посредством цифр и букв со скобками части текста отделяются друг от друга либо запятыми, либо (при значительной усложненности) точками с запятыми (1)…; 2)…; и т.д., а)…; б)…; и т.д.); точки при скобочных обозначениях не рекомендуются, они ставятся в конце рубрик, оформленных при помощи букв и цифр без скобок (1. … . 2. … . и т.д.);
с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных цифрами и буквами с точками (I. Т… . II. М… . и т.д.); со строчных — рубрики, оформленные цифрами и буквами со скобками (1) т…; 2) м… и т.д.).
Например:
I. Методы криминалистики:
1. Общенаучные методы:
1) наблюдение (непосредственное, например при осмотре места происше-ствия, и опосредованное, когда информация о событии получена от других лиц);
2) описание как средство фиксации в протоколе следственного действия полученных сведений;
3) эксперимент как действие по воспроизведению события с целью уста-новления его природы, сущности и происхождения;
4) моделирование, которое может быть мысленным (например, при фор-мировании розыскных и следственных версий), физическим (например, при создании макетов и муляжей) и математическим (например, при расчете скорости движения автомобиля по следам его торможения при дорожно-транспортном происшествии). Эти методы можно от-нести к группе чувственно-рациональных.
2. Математические методы:
1) измерение различных физических характеристик, предметов, процессов;
2) вычисления;
3) геометрические построения;
4) кибернетические методы.
3. Специальные методы:
1) социологические методы – при составлении криминалистической ха-рактеристики вида преступлений, при изучении процесса принятия сле-дователем тактических решений в ходе расследования преступлений и т.д.;
2) психологические методы – при разработке тактических, тактико-психологических приемов допроса в конфликтной и в бесконфликтной ситуациях и т.д.;
3) биологические методы – при исследованиях объектов биологического происхождения (крови, волос, частиц тканей тела человека и т.д.) в рамках судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств, биологической экспертизы;
4) физические и химические методы – при исследованиях свойств веществ и материалов, в том числе на молекулярном уровне.
II. Средства криминалистики… и т.д.
3. Если перечень оформлен как составная часть предваряющего его пред-ложения, то возможно использование лишь низшего уровня членения и невоз-можны знаки конца предложения (точки) внутри перечня. Например:
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки — при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;
б) отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или 55 лет (со-ответственно мужчины и женщины), либо являются инвалидами;
в) один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат или сестра, независимо от возраста и трудоспособности; если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает;
г) дед и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. (Закон о государственных пенсиях в Российской Федерации.)
4. Если в рубрики с системой обозначений низшего уровня включается самостоятельное предложение, начинающееся прописной буквой, то в конце этой рубрики независимо от внутренней точки ставится точка с запятой. Например:
Судебная строительно-техническая экспертиза включает:
а) исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними. Проведение их оценки;
б) исследование обстоятельств несчастного случая в строительстве с целью установления его причин, условий и механизма, а также круга лиц, в чьи обязанности входило обеспечение безопасных условий труда;
в) исследование домовладений с целью установления возможности их ре-ального раздела между собственниками в соответствии с условиями, задан-ными судом. Разработка вариантов указанного раздела;
г) исследование проектной документации, строительных объектов в це-лях установления их соответствия требованиям специальных правил. Опреде-ление технического состояния, причин, условий, обстоятельств и механизма разрушения строительных объектов, частичной или полной утраты ими своих функциональных, эксплуатационных, эстетических и других свойств;
д) исследование строительных объектов, их отдельных фрагментов, инженерных систем, оборудования и коммуникаций с целью установление объ-ема, качества и стоимости выполненных работ, использованных материалов и изделий;
е) исследование помещений жилых, административных, промышленных и иных зданий, поврежденных заливом (пожаром) с целью определения стоимо-сти их восстановительного ремонта.
5. Система нумерации рубрик может складываться только из арабских цифр с точками, где вхождение в предыдущую рубрику обозначается наращи-ванием цифровых показателей. Например:
1. Знаки препинания в рубриках
1.1. Знак препинания в конце рубрики
Точку в рубрике, вынесенной в отдельную строку, опускают, за исключе-нием изданий для начинающих читать детей (напр., в букваре), чтобы не ме-шать закреплению стереотипа: в конце предложения надо ставить точку.
После рубрики в подбор с текстом точка необходима.
Остальные знаки препинания (многоточие, восклицательный, вопроси-тельный знаки) сохраняют.
1.2. Точка в середине заголовка
В заголовке из двух самостоятельных, синтаксически не связанных пред-ложений между ними ставят точку, а в конце, по общему правилу, точку опускают.
1.3. Точка после номера, литеры, родового обозначения Точку ставят, если номер, литеру и т.д. набирают в одну строку с тематическим заголов-ком, и опускают, если номер, литера и т.д. выделены в отдельную строку. Напр.:
Глава 1. Рубрикация Глава 1
Рубрикация
2. Внутритекстовые ссылки на рубрики и обозначенные части текста
2.1. 2.2. и т.д.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий