Поиск по этому блогу

понедельник, 30 сентября 2019 г.

Орфоэпическая коррекция русской речи. Согласные


ФОНЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ
НА УРОВНЕ   СОГЛАСНЫХ
         Системы согласных звуков в русском и дагестанских языках имеют как общие, так и отличительные признаки. В дагестанских языках много специфических согласных, которые отрицательно влияют на произношение относительно схожих русских согласных. Особое внимание необходимо обращать на произношение таких русских согласных, как [к], [х], [г], [л], [п], [т], [ч], [ц], [ф]: они не имеют гортанный, хрипящий или придыхательный оттенки, свойственные дагестанским звукам. В дагестанских языках также имеются лабиализованные согласные, которым оттенок лабиализации придают звуки [в] или [о], что отрицательно влияет на произношение выше указанных русских согласных.
Кроме того, следует знать, что дагестанским языкам не свойственна корреляция по твердости-мягкости согласных.
В русском языке согласные образуют пары твердых и мягких звуков: [п]-[п’] (пальцыпяльцы), [б]-[б’] (трубатрубя), [т]-[т’] (станутстянут), [д]-[д’]  (садсядь), [м]-[м’] (малмял), [в]-[в’] (валвял), [ф]-[ф’] (кровкровь), [н]-[н’] (винавиня), [з]-[з’] (грозагрозя), [с]-[с’] (садсядь), [л]-[л’] (былбыль), [р]-[р’] (радряд), [к]-[к’] (кормкиоскер), [г]-[г’] (гаубицагяур) [х]-[х’] (хэндхерес); а также непарные твердые [ж], [ш], [ц] (жар, шар, цапля) и  непарные мягкие [ч], [щ], [ж] (часто, щавель, вожжи).
Согласные дагестанских языков по данному признаку занимают промежуточное положение между твердыми и мягкими согласными русского языка, но в большей степени они склонны к твердым согласным, например, такие: [п], [б], [пп], [пI], [в], [м], [т], [тт], [тI], [къ], [кь], [кI], [кк] и т.д. Некоторые согласные произносятся как полумягкие: [ц], [цц], [ч], [чI], [чч], [хь], [хьхь] и т. д. В отличие от русского твердого [л], в дагестанских языках [л] произносится как полумягкий. Согласные [ж], [ш] по сравнению с другими дагестанскими согласными более мягкие.
         В системе русских согласных звуков нет противопоставления по долготе и краткости, в отличие от дагестанских языков.
         В русском языке согласные звуки подвергаются изменениям под действием звуковых законов. Так, в конце слова звонкие согласные всегда оглушаются: переходят в парные глухие (дуб – ду[п]); не встречаются сочетания согласных «глухой + звонкий» и наоборот, в этом случае происходит уподобление первого согласного второму (косьба – ко[з’]ба) или наоборот (отжать – о[д]жать). В дагестанских языках оглушение или озвончение не имеет распространения, т. к. согласные стабильны, они очень редко подвергаются позиционным изменениям.
Русские согласные в группах могут выпадать (солнце – со[н]це, грустный – гру[сн]ый, чувство – чу[ств]о), что не характерно дагестанским согласным.
         Сочетания согласных в русском языке могут находиться в начале (три, всплеск), середине (пестрый, детство) и в конце слова (оркестр, нет лекарств), в дагестанских языках они чаще всего находятся в середине слова. Дагестанские языки не терпят сочетания из трех согласных, а сочетания из четырех и пяти вообще не встречаются. В результате в русской речи дагестанцев часто искажается фонетический облик слова протетическими гласными, которые вставляются в группы согласных (справка – исправка,  приказ – пирказ, президент – пирзидент).                                                          
   
ПРАКТИКУМ

Задание 1.   Прочесть опорный конспект темы. Выписать основные сходства и различия в системах согласных русского и дагестанских языков.

Задание 2. Прочитать слова, обратить внимание на произношение согласных [в]-[ф]. Многократно повторить чтение слов.
      1. Африка, арифметика, вафли, нефть, нефтяной, нефтяник; все, вчера, всегда, вперёд; в кино, в пять, в семь, в сентябре, в театре, в шесть, в химии; шарф, шкаф; рукав, здоров, готов.
2. 1. Вчера был вторник. 2. В шкафу лежат туфли и шарф. 3. Я буду на факультете в четверг в пять часов. 4. На завтрак я купил вафли и фрукты. 5. Брат любит играть в футбол. 6. На Невском проспекте есть кафе-автомат. 7. Завтра мы встретимся в клубе.

Задание 3. Прочитать слова, обратить внимание на произношение согласных [т]-[д]. Многократно повторить чтение слов.
А. Сто, стол, стук, стул, студент; продукты, карта, март, галстук, отстают, завтра, завтрак; тут, тот, буфет, совет, привет, свет, идёт, пишет, торт, порт; тост, бант; год, город, народ, бутерброд, обед; горд, твёрд.
Б. Тихо, ботинки, тетрадь, теорема, ветер; текст, тема, тело, техника; тяжесть, тянет; тётя, тёмный, тёплый, тёртый; утюг, тюльпан.

Задание 4.  Прослушать. Многократно прочесть вслух. Обратить внимание на произношение: 
а) согласных [л]-[л'] в сочетании с гласными:
лампа, ладно, салат, голова, молоко, начало; лыжи, улыбка, улыбаться; ложка, лоб, потолок, столовая, лук, лупа, лучше, получай, голубой, голубь; линия, лист, или, лимон, лицо; столица, улица, телефон; лето, лекция, левый, налево, полезно, колено; Ляля, лямка, Коля, поля; лёжа, лёд, полёт, лётчик; люди, Люба, любовь, революция;
б) согласных [л]-[л'] в сочетании с согласными:
булка, бутылка, вилка, полка, долго, Волга, жёлтый, солдат, волна, колбаса; главный, глаз, глотать, план, платок, плохо, светлый, сладкий, предлагать; выполнять, исполнять, молчать, толще; на Волге, в бутылке, на вилке, на полке, в толпе; Ольга, польза, сколько, только, правильно, пальцы, пальто, больно, фильм, большой, мыльный, пыльный, подготовительный, стальной; плюс, ключ, шляпа, близко, английский, длинный, библиотека, республика; мальчик, пальчик, понедельник, треугольник, больница, нельзя; лью, льёт, бельё, стулья, ателье;
в) согласных [л]-[л'] в конце слова:
зал, мал, вокзал, стол, пол, шёл; мыл, бил, был, жил; стул, мел, пел, пил; Даль, сталь, февраль, апрель, портфель, преподаватель, пыль, соль, боль, июль, рубль, мысль.
Задание 5. Читать,  обращая  внимание на произношение.
I. 1. Лимоны полезны. 2. Большой палец. 3. Подготовительный факультет. 4. Английский язык. 5. Личный телефон. 6. Пыльное лето. 8. Стальной ключ.
II. 1. Любе купили шляпу, пальто и туфли. 2. В понедельник мы видели новый фильм. 3. Апрель – это весенний месяц, а июль - летний. 4. Это пальто шили в ателье. 5. На стуле лежит бельё. 6. Нельзя читать лёжа. 7. Не хотите ли вы посмотреть балет «Спартак»?
III. Сейчас осень. Летят жёлтые листья. Это листопад. Листопад в лесу, в парке, на улице. На земле, на асфальте, на крышах домов тоже жёлтые листья. Я люблю гулять осенью. А вы любите осень?

Задание 6. Прослушать. Многократно прочесть вслух. Обратить внимание на произношение: 
а) согласных [р]-[р'] в сочетании с гласными:
рад, рано, раньше, вчера, вечером, город, работа, карандаш; рыба, рынок, рыть, рысь; род, рост, родина, народ, поворот, второй; рубль, ручка, рукав, руки, русский, рубашка; дарить, говорить, Рим, рис, рецепт, республика; речь, редко, тарелка; ряд, рядом, порядок;
б) согласных [р]-[р'] в сочетании с согласными:
первый, марка, март, горло, лекарство, перчатки; брат, врач, друг, круг, дробь, добрый, круглый, красивый, другой, метро; орден, артист, гордись, корзина, картина, партия, вторник, сборник, корни, горчица; горько, горький, верьте, ударьте; брюки, бритва, время, прямо; например, приходить, преподаватель, Африка; берёза, брёвна, берёзовый;
в) согласных [р]-[р'] в конце слова:
ветер, вечер, номер, пример, инженер, Алжир, кефир, мир, пир, сыр; дар, бар, вор, перекур; верь, теперь, январь, жарь, дверь; сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Задание 7. Прослушать. Многократно прочесть вслух. Обратить внимание на произношение: 
         а) согласного [ж] в начале и конце слова:
жаба, жабры, жаворонок, жадный, жажда, жалить, жалкий, жало, жалобно, жареный, жарить, жук, жатва; ёж, падеж, гараж, уж, чиж, стриж, экипаж, этаж, чертёж, пейзаж, тираж, нож, муж;
         б) согласного [ш] в разных позициях:
шум, шутка, Саша, пишу, шорох, Маша, хорошо, шерсть, шёлк, шёпот, шар, шапка, шайба, шаль, шахта, шахтер, шуршат, мыши, наши, ваши, малыш, ковш, душ, тишь, глушь, тушь;
         в ) согласного [ш] в сочетании с согласными:
шрам, шлем, лишний, кошмар, шнур, лапша, штора, паштет, кошка, старушка, пушка, подушка, школа, шуба.

Задание 8. Артикуляционная гимнастика:
          а) произносить поочередно один и тот же согласный с разными гласными:
                    БА – БО – БЫ – БУ – БЭ
                    МА – ПА – РА – ЛА
                    ВЕ – ВИ – ВЁ – ВЮ – ВЯ
                    ГА – ГЯ, КА – КЯ, ХА – ХЯ
                    ША – ЩА, ШУ – ЩУ, ШЕ – ЩЕ
б) дополнить каждый ряд подобными рядами слогов, начинающихся с других согласных.

Задание 9. Переписать слова, обозначив в них корни. Подобрать к ним другие родственные слова, в которых непроизносимые согласные произносятся четко. Прочесть вслух.
 Образец: сердце – сердец, сердечный.
 Вкусный, гигантский, грустный, лестный, местный, пастбище, поздний, солнце, счастливый, честный.

Задание 10. Прочитать слова, обратить внимание на произношение и правописание согласных в конце слова.
Весь, здесь, брось, берись, возьмись, садись, ложись, берегись, беритесь, возьмитесь, ложитесь, садитесь, берегитесь, грязь, мазь, власть, доблесть, зависть, ненастье, совесть, страсть, запись, память,  храбрость, личность, совесть, зрелость, зритель, камень, корень, фестиваль, спектакль.

Задание 11. Прочитать пословицы. Выписать из пословиц слова, в которых звонкий согласный корня заменяется парным глухим. Выучить пословицы наизусть. Многократно повторить.
1. Старый друг лучше новых двух. 2. Приложить труд – будет рыбка и пруд. 3. Где раньше был мох, теперь сена стог. 4. Друг говорит резко, а враг – ласково. 5. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 6. Мал золотник, да дорог. 7. Молод был – светло светил. 8. Один с сошкой, семеро – с ложкой. 9. Добрая пословица не в бровь, а в глаз. 10. Без труда не вытащишь (вынешь) и рыбку из пруда. 11. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 12. Терпенье и труд все перетрут. 13. В зимний холод всякий молод. 14. Язык не лопатка: знает, что сладко. 15. На языке мед, а под языком лед. 16. Лучше друг вдали, чем враг вблизи. 17. Береги бровь, глаз цел будет. 18. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. 19. Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

Задание 12. Многократно прочесть вслух скороговорки. Обратить  внимание  на произношение твердых и мягких согласных.
         А. Рано утром на дорожке
              Шли красивые сапожки.
              Вслед за ними по тропинке
              Шли красивые ботинки.
              Вслед за ними по дорожке
              Шли-шагали босоножки.
              Вслед за ними по дороге
              Шли босые ноги.
              А в ботинках и в сапожках,
              Босиком и в босоножках
              Шли подружки по тропинке
              А в руках несли корзинки.
        
         Б.  Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа
                                              была тупа.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне  он смешон!
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки – скок,
Соньку – с ног, Саньку в бок, Сеньку в лоб, все – в сугроб!
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Задание 13. Прочесть предложения. Выписать слова, в которых наблюдается озвончение или оглушение согласных звуков затранскрибировать их. Многократно прочесть вслух.
         1.  Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. 2. Кто грамоте горазд, тот и маху не даст. 3. Косьба была в полном разгаре. 4. У лисы мягкая шубка и острые зубки. 5. У озера будка, а возле нее лодка. 6. Взрослые смастерили плот, на котором катаются ребята. 7. К низкому домику вела узкая дорожка. 8. Молод годами, а стар делами. 9. Настал мороз и пруд замерз. 10. Практикант прочел и обсудил с учениками сказку.               

Задание 14. Прочесть слова, в которых все согласные мягкие. Продолжить ряд слов, подобрав аналогичные. Многократно прочесть вслух.
         Пять, линия, белье, десять, везде, вещь, деньги, десятилетний, кисель, кирпич, лебедь, метель, неделя, лететь…

Задание 15. Указать, какие отклонения в произношении следующих русских слов возможны у носителей дагестанских  языков. Объяснить причины ошибок.
         А. Дружба, друг, служить, служба, слушай, слышишь, шить, шило, чудо, часы, чай, шустрый, конфеты, цепь, целый, циркуль, фальшивка, фальшь, фара, филин, финиш, флажок, чемодан, чашка, частный, червь, черновик, четверть, шарф, шарж, шашка, штраф, школа, шланг, шофер, шрифт, штамп, штепсель, шутка.
         Б. Поставь стакан на стол. Сядь на стул. Нельзя учиться без книги. Много нужно знать и уметь. Чтение – лучшее учение. Читали стихи лучшие чтецы. Мчится скорый поезд. Улетели перелетные птицы.

Задание 16. Подчеркнуть сочетания согласных в данных словах. Прочесть слова, соблюдая нормативное произношение.
         Три, бочка, лоск, страх, пестрый, оркестр, всплеск, детство, лекарство, бодрствовать, избежать, солнце, когда, встать, взять, связь, швы, вшить, рвать, ржать, лживый, львы, врач, слово, злой, снять, здесь, спать, знать, лгать, где, кто, птицы, ткать, мужчина, помощник, расчистить, счастье, расчет, чтобы, грузчик, жестче, бесчисленный.

Задание 17. Прочесть данные предложно-падежные сочетания вслух, обращая внимание на произношение согласных на стыке слов. Сравнить свое произношение с образцовым произношением в звукозаписи. Зафиксировать ошибки и отработать правильное произношение.
         С базы, с барсом, с Ирой, в институт, из Италии, без встречи, без всходов, с Шурой, с жизнью, с частями, с честью, с Димой, с Томой, из железа, с женой, под землей, от силы, из Тифлиса, из кино, с ним, через лес, с лета, в пятом вагоне, к финишу, над селом, над ними, в селе, к северу, под небом, к весне.

Задание 18. Переписать слова, подчеркнуть сочетания согласных, выявить непроизносимые согласные. Многократно повторить нормативное произношение слов.
         Прелестный, астма, азиатский, братский, тростник, поездка, частник, черствый, ирландский, лестница, компостировать, дагестанский, костлявый, студентка, кавказский, повестка, областной, звездный, шестнадцать, известка, жесткий, наследство, чувственный.

Задание 19. Проанализировать и исправить фонетические ошибки, вызванные отрицательным влиянием межъязыковой интерференции. Подобрать свои  примеры.
         Партук, понарь, путбол, пабрика, шкап, конпеты; виговор, виигрыш, вимисел, банани; красывый, сылный, селский; истикан, астакан, эстекен, ишкаф, эшкеф, истул, устул; тилифун, пирисидатил, дилигат.

1 комментарий: