ФОНЕТИЧЕСКАЯ
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ
НА УРОВНЕ ГЛАСНЫХ
В
современном русском литературном языке 6 гласных звуков, столько же гласных в
лезгинском, табасаранском и лакском языках, в аварском и даргинском – 5 звуков.
С точки зрения произношения гласные звуки русского и дагестанских языков имеют
общие и отличительные признаки.
Наибольшее сходство в произношении имеют звуки [и] и [у].
Гласный [а] в русском языке произносится более открыто, чем в дагестанских,
более того, в соседстве с мягкими согласными русский гласный приобретает
призвук и (няня, мясо, поляна).
Гласный [э] в русском
языке приобретает некоторые оттенки под воздействием соседних звуков.
Основной его оттенок реализуется перед твердыми согласными и в конце слова
после мягких согласных (лето, мне);
наиболее узкий оттенок отмечается между мягкими (весь), широкий оттенок – между твердыми согласными (цех). В дагестанских языках звук [э]
имеет гортанный оттенок и даже чередуется с [и] в некоторых диалектах.
Особое внимание следует обратить на произношение гласных
[о] и [ы], практически отсутствующих в дагестанских языках. Гласный
[о] необходимо отличать от [у],
гласный [ы] – от [и]. Смешение этих гласных – наиболее типичные ошибки в речи дагестанцев, которые
провоцируют ошибки и на письме. Звук [о] имеется только в аварском и цахурском
языках. Однако в этих языках он имеет большой призвук у. В других литературных дагестанских языках звук [о] не
встречается. Гласный [ы] является самым трудным звуком для произношения, т.к. в
дагестанских языках он, как правило, не встречается (кроме цахурского и рутульского).
В дагестанских языках имеются специфические гласные [аь],
[оь], [уь], которые встречаются преимущественно в словах арабского
происхождения. Общим признаком этих гласных является фарингализованность: они
произносятся с гортанным оттенком. Указанные гласные оказывают сильное влияние
на произношение в соседстве с мягкими согласными русских гласных [а], [о], [у],
которые должны произноситься без гортанного оттенка.
Гласные русского языка произносятся наиболее четко и
ясно лишь под ударением, а в безударном положении они отличаются от ударных
меньшей силой. В этом случае происходит редукция гласных звуков, т.е. сокращение
их длительности. В дагестанских языках безударные гласные изменяются в меньшей
степени; независимо от их положения в слове в большинстве случаев они либо не
подвергаются изменению, либо происходят незначительные количественные изменения.
ПРАКТИКУМ
Задание 1. Прочесть опорный конспект темы. Выписать основные
сходства и различия в системах гласных русского и дагестанских языков.
Задание 2. Переписать, расставить ударение, подчеркнуть
безударные гласные. Прослушать чтение,
обратить внимание на произношение безударных гласных [а], [о], [е]. Многократно
прочесть вслух. С каждым однокоренным словом составить мини-контекст (1-2
предложения).
1. Час – часы
– часовой, трава – травы –
травяной,
скала –
скалы – скальный, адрес – адреса –
адресный,
право –
права – правовой, шар – шары –
шаровой.
2.
Род – родной – родовой, окно – окна – оконный,
волна –
волны – волновой, кольцо – кольца –
кольцевой,
гроза –
грозы – грозовой, море – моря – морской.
3.
Лес – леса – лесной, речь – речи – речевой,
цель –
цели – целевой, снег – снега –
снеговой,
берег –
берега – береговой, сеть – сети –
сетевой.
Задание 3. Прослушать отрывки из стихотворений, обратить
внимание на произношение гласных [а], [о], [е] в предударных и заударных
позициях. Многократно прочесть вслух. Выучить наизусть.
А. Я помню руки матери моей,
Хоть нет
ее, давно уж нет на свете,
Я рук не
знал нежнее и добрей,
Чем
жесткие, мозолистые эти.
Я помню
руки матери моей,
Что
утирали слезы мне когда-то,
В
пригоршнях приносили мне с полей
Все, чем
весна в родном краю богата.
Б. Они сошлись.
Волна и камень
Стихи и
проза, лед и пламень.
Не столь
различны меж собой.
В. Мой верный
друг! Мой друг коварный!
Мой царь!
Мой раб! Родной язык!
Мои стихи
– как дым алтарный
Как вызов
яростный – мой крик!
Г. Но буду
мудр. Не надо спора.
Бесцелен
ропот, тщетен плач.
Пусть
вверх и вниз, легко и скоро,
Мелькает
жизнь, как пестрый мяч!
Задание 4. Прочитать слова. Записать с помощью транскрипции
произношение выделенных безударных гласных звуков. Прослушать нормативное
произношение. Исправить ошибки. Многократно прочесть вслух.
1. Жена, жакет, жалеть, жаргон, жасмин, желобок, жестянка, лошадиный, ржаветь, ржаной, цедить, шалун, шестой, щадить, без двадцати, часок, частушка, чащоба, чертеж.
2. Бежать,
вязанье, енот, лесок, лягушка, нести, пятак, реклама, язык, янтарь, терпение, белок, тянуть, пестреть, пакет, запрет, берег, металл, невестка, ледник, стебель.
Задание 5. Артикуляционная гимнастика:
а) произносить гласные, добиваясь активного участия
губ при образовании звуков [о] и [у]:
И – О / Ы – О / Э – О / А – О
И – У / Ы – У / Э – У / А - У
б) произносить
отчетливо гласные, читая пары букв:
А – Я / Э – Е /
О – Ё / У – Ю
в) произносить отчетливо гласный в сравнении с произношением
других гласных и гласных после мягких согласных:
И – Е / И – Ё / И – Ю / И – Я
И – ЛЕ/ И – ЛЁ / И – ЛЮ / И - ЛЯ
Задание 6. Многократно прочесть данные слова, отчетливо
произнося звук, обозначаемый буквой Э. Проверить постановку ударения по
орфоэпическому словарю. Составить с каждым словом предложение.
Экватор, экземпляр, экскурсия, экспедиция, энергия,
эпидемия, эпиграф, эскадра, эшелон, статуэтка, поэт, поэма, этот, энтузиаст,
эпизод, эстафета, электрон, электрификация, экзамен, экзаменатор, энергетика,
энергия.
Задание 7.
Выписать слова с Ъ и Ь знаками и затранскрибировать их. Обратить
внимание на произношение гласных после Ъ
и Ь знаков. Отработать произношение указанных слов. Многократно прочесть предложения.
1. Дом объят пламенем. Подъехали пожарные, потушили
огонь и разъехались. 2. В каждом подъезде дома висит объявление о дне выборов.
3. Митинги проходили с большим подъёмом. 4. Объяснения к иллюстрациям содержали
рассказы об иных странах, об иных людях. 5. Мой спутник съёжился и тяжело закашлял.
6. Не хвались отъездом, а хвались приездом. 7. Мальчик сэкономил несколько
рублей и купил интересную книгу. 8. День меркнет ночью, а человек печалью. 9.
Почтальон разносит письма с этажа на этаж. 10. Деревья, белые от инея, стояли
по сторонам, а внизу, суживаясь, маячила дорожка.
Задание 8.
Прочитать слова. Записать с помощью транскрипции произношение гласного [и]
после [ж]. Прослушать нормативное произношение. Исправить ошибки. Многократно прочесть вслух.
Живой, живопись, живот, животновод, жидкий, жидкость,
жизнь, жилет, жилище, жир, жираф, жирный.
Задание 9. Дополнить ряды своими примерами. Многократно
произносить: слоги, слова, пары слов, скороговорки со звуком [ы].
1.
Вы, мы, ты, бы …
2.
Губы, зубы, рыбы,
мыши …
3.
Сыт – сито, мышь
– мир, выл – вид …
4.
Не любила Мила
мыло, мама Милу с мылом мыла.
Задание 10. Переписать слова и к каждому слову подобрать
родственное слово или другую форму слова с буквой е. Многократно прочесть
вслух.
Образец: учёба –
учебный.
Вечёрка, жёлоб, жёваный, жёлтый, чёрный, жёлудь,
жёлчь, жёрнов, жёсткий, кошёлка, печёнка, пощёчина, пшёнка, причёска, пчёлка,
решётка, бечёвка, чёлка, чёлн, чёрствый, чёрточка, шёпот, щёголь, щётка,
дешёвый, щёлка, щёлочь, зачёт.
Задание 11. Переписать слов и расставить ударение.
Произнести каждое слово, редуцируя безударные гласные. Повторить несколько раз.
1. Автобус, автомобиль, аллея, амбулатория, апельсин,
аромат, асфальт, багаж, балкон, баранина, бахрома, берега, бетон, бидон,
бюллетень, вагон, вагон, варенье, велосипед, вермишель, весна, вестибюль,
вечера, винегрет, витрина, вокзал, волна, газон, гараж, говядина, голоса,
города, гостиница, дезертир, деликатес, деревья, дефицит, диктор, дирижер,
доброта, долина, инициатива, калач, каникулы, капуста, картофель, киоск,
компот, консервы, лаборатория, макароны, мандарин, морковь, мотоцикл, непримиримость,
павильон, панель, периферия, пессимизм, петрушка, повидло, помидор, преподаватель
привилегия, проспект, редиска, реклама, санаторий, светофор, селёдка,
сельдерей, сметана, сосна, сотрясение, стена, сторожа, сторожка, сторона,
телеграф, телятина, темнота, тротуар, увертюра, ураган, урожай, фонтан, фотография,
цветок, цинизм, эксперимент, яблоко.
2. Белить, бичевать, взглянуть, возражать, вытолкать, говорить гостить, грести,
заботиться, загрохотать, замечать, заслониться, изображать, лечить, линять,
ломать, носить, обладать, омрачать, оскорблять, осознавать, осознавать,
отводить, отставать, плясать, поглощать,
подкатить, подметать, поздравлять, помогать,
пренебрегать, прибавлять, присоединять, раздавать, раздражать, сварить, свистеть, скользить, снабжать,
содрогаться, сражаться, тонуть, трястись,
увядать, удивлять, уплатить, уплотнить, усмирять, шелестеть, шептать, щебетать, щекотать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий