Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова
Это учение, различающее в риторике и поэтике три стиля: высокий, средний и низкий – использовалось в древнеримской, средневековой и новой европейской литературе. Но Ломоносов разработал учение о трех стилях именно для русского языка и русской литературы.
До Ломоносова в русском литературном языке царила смесь различных языковых элементов как в лексике, так и в грамматике. В письменном и устном виде употреблялись исконно русские слова, церковнославянизмы, значительная часть которых устарела, и иностранные слова, потоком хлынувшие в русский язык во времена Петра I в результате его реформ и ввоза в Россию иностранных специалистов со всей Европы. Русский язык не имел своего «лица» и представлял собой смесь всевозможных варваризмов. Это был пестрый, с тяжеловесной синтаксической конструкцией язык. Он уже не мог быть полноценным способом выражения растущих потребностей науки и культуры, назрела необходимость его преобразования.
По Ломоносову, в языке следует установить три стиля, которые будут различаться «по пристойности материй». Он устанавливает зависимость между «материей», то есть темой, предметом изложения, жанром и стилем. «Высокая материя» требует высокого стиля, «низкая материя» требует низкого стиля. Каждый жанр предусматривает один из трех стилей, никакие отклонения не допускаются.
Героические поэмы, оды, «прозаичные речи о важных материях», трагедии должны быть написаны высоким стилем.
«Театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия», стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии, эклоги, прозаические “описания дел достопамятных и учений благородных” пишутся средним стилем.
Комедии, увеселительные эпиграммы, песни, «в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел», басни пишутся низким стилем.
Суть учения о трёх стилях Ломоносова состоит в том, что главной частью русского литературного языка должна стать письменная и разговорная речь широких слоёв народа, поэтому ее нужно оберегать от перегрузки, с одной стороны, старославянизмами, а с другой – от «диких и странных слов и нелепостей, входящие к нам из чужих языков».
Свою теорию Ломоносов подтвердил собственным творчеством. По словам А.С. Пушкина, слог Ломоносова, «ровный, цветущий и живописный, заемлеет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным».
Значение теории Ломоносова о «трех штилях»
Известно, что эта теория Ломоносова вызвала широкую полемику о «старом и новом слоге». Конечно, этот вопрос существовал и обсуждался и до Ломоносова, например, в переписке Ивана Грозного и Курбского; Максим Грек, Никон, Аввакум обсуждали эту проблему, но именно Ломоносов определил путь преодоления уже изживавшего себя двуязычия в новую эпоху русской культуры. Учение Ломоносова о трёх стилях оказало большое влияние на историю русской литературы и русского языка. Произошло объединение на базе среднего стиля всех письменных источников в единую литературную систему.

спасибо за материал). Алиева Ася 1 курс ПО ЮИ
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию
ОтветитьУдалитьУссаева Салихат 1 курс Пед. Образование профиль право
Шахбанова Хамис 1 курс 1 дбо Юриспруденция
ОтветитьУдалитьСпасибо за полезную информацию!
ОтветитьУдалитьИсаева А. 1курс 3дбо юрисп
превосходный материал.я в восторге.Гусейнов Магомедсалих 1 группа ДБО юриспруденция
ОтветитьУдалитьСпасибо за материал!
ОтветитьУдалитьСайпулаева Джамиля 1 курс 1ДБО (юриспруденция)
Спасибо за статью.
ОтветитьУдалитьУзнала много интересного
Шарапудинова Загра 1 курс СЭ (2группа)
Спасибо за познавательную статью.
ОтветитьУдалитьКурбанова Фатима 1курс 1группа СЭ
Очень интересный материал, спасибо большое
ОтветитьУдалитьМусалаев Магомедали 1курс 1группа СЭ
Спасибо за материал
ОтветитьУдалитьЩамхалова Динара, 1 курс 1группа СЭ
Миспахова Джульета 1курс 3 ДПО ЮИ
ОтветитьУдалитьМагомедова Есения 1 курс ЮИ 3 ДПО
ОтветитьУдалитьАгашерипова Сабрина 3 ДПО ЮИ 1 курс
ОтветитьУдалитьНурмагомедова Амина. 1 курс ПИвЮ.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный материал. Манкулиев Гаджи 1курс 3 ДПО ЮИ
ОтветитьУдалитьИбрагимов Шамиль Гашимович 1 курс ПИЮ
ОтветитьУдалитьАлиев Омар 1 курс 3ДПО ЮИ
ОтветитьУдалитьИнтересный материал !
ОтветитьУдалитьОмаров Ислам 2ДБО 1 курс ЮИ
Спасибо!
ОтветитьУдалитьБилалов Расул 2ДБО 1 курс ЮИ
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалитьПрочесть материал,составить в рабочей тетради аннотацию и выступить на занятии с сообщением.
ОтветитьУдалитьКишева Наргиз. 1 ДБО 1 к.
ОтветитьУдалитьСамедов Магомеднаби, 1 ДБО, 1 курс
ОтветитьУдалитьКазимагомедова Анжела, 1ДБО, 1к.
ОтветитьУдалитьГаджиев Гаджи 1 курс 1 ДБО
ОтветитьУдалитьЧамсаев Айдемир. 1 ДБО, 1 курс
ОтветитьУдалитьАлибекова Асиль, 1ДБО, 1к.
ОтветитьУдалитьМагомедов Рамазан 1 ДБО 1 курс
ОтветитьУдалитьСаидов Ибрагим 1 курс 1 ДБО
ОтветитьУдалитьМусаева Камила 1 курс 2 ДБО
ОтветитьУдалитьСалимова Залина 1 курс 2 дбо
ОтветитьУдалитьКаратова Тамари 1 курс 2 группа ДБО
ОтветитьУдалитьАрсланов Саид, 2ДБО, 1 курс
ОтветитьУдалитьМарданова Алия, 1 курс 2 дбо
ОтветитьУдалитьГусейнова Хадижа 1 курс 2 дбо
ОтветитьУдалитьИмамова Н.Р. 1 курс 2 дбо
ОтветитьУдалитьАдигюзелова К., 1 курс 2 дбо
ОтветитьУдалитьДжавадова Амина, 1 курс 2 дбо
ОтветитьУдалитьКурбанова Рабият, 1 курс 2 ДБО
ОтветитьУдалитьКазиева Аида,2дбо,1курс
ОтветитьУдалитьШабанов Рамазан, 1 курс 2 ДБО
ОтветитьУдалитьМахмудов Магомед,2дбо,1курс
ОтветитьУдалитьЭмирасланова Мухсинат. 1 курс, 2ДБО.
ОтветитьУдалитьИсаев Магомед,1курс,2дбо
ОтветитьУдалитьПирметов Камиль, 1 курс, 2 ДБО
ОтветитьУдалитьИсмаилова Ася , 1 курс , 3 ДПО
ОтветитьУдалить