Поиск по этому блогу

суббота, 6 ноября 2021 г.

Стили речи. История.

Теория «трех штилей» М.В. Ломоносова


                     
Это учение, различающее в риторике и поэтике три стиля: высокий, средний и низкий – использовалось в древнеримской, средневековой и новой европейской литературе. Но Ломоносов разработал учение о трех стилях именно для русского языка и русской литературы.
До Ломоносова в русском литературном языке царила смесь различных языковых элементов как в лексике, так и в грамматике. В письменном и устном виде употреблялись исконно русские слова, церковнославянизмы, значительная часть которых устарела, и иностранные слова, потоком хлынувшие в русский язык во времена Петра I в результате его реформ и ввоза в Россию иностранных специалистов со всей Европы. Русский язык не имел своего «лица» и представлял собой смесь всевозможных варваризмов. Это был пестрый, с тяжеловесной синтаксической конструкцией язык. Он уже не мог быть полноценным способом выражения растущих потребностей науки и культуры, назрела необходимость его преобразования.

Теория Ломоносова о "трех штилях"
По Ломоносову, в языке следует установить три стиля, которые будут различаться «по пристойности материй». Он устанавливает зависимость между «материей», то есть темой, предметом изложения, жанром и стилем. «Высокая материя» требует высокого стиля, «низкая материя» требует низкого стиля. Каждый жанр предусматривает один из трех стилей, никакие отклонения не допускаются.
Героические поэмы, оды, «прозаичные речи о важных материях», трагедии должны быть написаны высоким стилем.
«Театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия», стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии, эклоги, прозаические “описания дел достопамятных и учений благородных” пишутся средним стилем.
Комедии, увеселительные эпиграммы, песни, «в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел», басни пишутся  низким стилем.
Суть учения о трёх стилях Ломоносова состоит в том, что главной частью русского литературного языка должна стать письменная и разговорная речь широких слоёв народа, поэтому ее нужно оберегать от перегрузки, с одной стороны, старославянизмами, а с другой – от «диких и странных слов и нелепостей, входящие к нам из чужих языков».
Свою теорию Ломоносов подтвердил собственным творчеством. По словам А.С. Пушкина, слог Ломоносова, «ровный, цветущий и живописный, заемлеет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным».

Значение теории Ломоносова о «трех штилях»

Известно, что эта теория Ломоносова вызвала широкую полемику  о «старом и новом слоге». Конечно, этот вопрос существовал и обсуждался и до Ломоносова, например, в переписке Ивана Грозного и Курбского; Максим Грек, Никон, Аввакум обсуждали эту проблему, но именно Ломоносов определил путь преодоления уже изживавшего себя двуязычия в новую эпоху русской культуры. Учение Ломоносова о трёх стилях оказало большое влияние на историю русской литературы и русского языка. Произошло объединение на базе среднего стиля всех письменных источников в единую литературную систему.

47 комментариев:

  1. спасибо за материал). Алиева Ася 1 курс ПО ЮИ

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за информацию
    Уссаева Салихат 1 курс Пед. Образование профиль право

    ОтветитьУдалить
  3. Шахбанова Хамис 1 курс 1 дбо Юриспруденция

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за полезную информацию!
    Исаева А. 1курс 3дбо юрисп

    ОтветитьУдалить
  5. превосходный материал.я в восторге.Гусейнов Магомедсалих 1 группа ДБО юриспруденция

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за материал!
    Сайпулаева Джамиля 1 курс 1ДБО (юриспруденция)

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за статью.
    Узнала много интересного
    Шарапудинова Загра 1 курс СЭ (2группа)

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за познавательную статью.

    Курбанова Фатима 1курс 1группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  9. Очень интересный материал, спасибо большое
    Мусалаев Магомедали 1курс 1группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо за материал
    Щамхалова Динара, 1 курс 1группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  11. Миспахова Джульета 1курс 3 ДПО ЮИ

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо за интересный материал. Манкулиев Гаджи 1курс 3 ДПО ЮИ

    ОтветитьУдалить
  13. Ибрагимов Шамиль Гашимович 1 курс ПИЮ

    ОтветитьУдалить
  14. Интересный материал !
    Омаров Ислам 2ДБО 1 курс ЮИ

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо!
    Билалов Расул 2ДБО 1 курс ЮИ

    ОтветитьУдалить
  16. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  17. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
  18. Прочесть материал,составить в рабочей тетради аннотацию и выступить на занятии с сообщением.

    ОтветитьУдалить
  19. Казимагомедова Анжела, 1ДБО, 1к.

    ОтветитьУдалить
  20. Каратова Тамари 1 курс 2 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  21. Марданова Алия, 1 курс 2 дбо

    ОтветитьУдалить
  22. Гусейнова Хадижа 1 курс 2 дбо

    ОтветитьУдалить
  23. Джавадова Амина, 1 курс 2 дбо

    ОтветитьУдалить
  24. Курбанова Рабият, 1 курс 2 ДБО

    ОтветитьУдалить
  25. Шабанов Рамазан, 1 курс 2 ДБО

    ОтветитьУдалить
  26. Махмудов Магомед,2дбо,1курс

    ОтветитьУдалить