ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО КРАСНОРЕЧИЯ
«Красноречие» — слово русского
происхождения, означающее умение говорить привлекательно, красиво, красно,
убедительно. Этим же словом, издавна называли риторику – науку об ораторском
искусстве.
В древней Руси красноречие
называлось вещанием. Вещание развивалось главным образом на народных собраниях
- вечах. В этот период, кроме вещания, развивались и такие виды красноречия,
как торжественная, или достохвальная, военная и дипломатическая речи. Центрами
«ученой» риторики являлись Киевская и Московская духовные академии.
В 1620 была написана первая
русская книга по риторике. По ней более 70 лет обучали православных священников
искусству красноречия в Москве, Новгороде, Ярославле, Ниловой пустыне, Соловецком
монастыре. «Риторика» состояла из двух книг: «Об изобретении дел» и «Об
украшении слова». Текст написан в вопросах и ответах, имитируя диалог учителя и
ученика.
Русская церковь всегда уделяла
много внимания совершенствованию вербального воздействия на слушателей.
Развивалась гомилетика — разновидность ораторской речи, представленная в
религиозных проповедях. В 1804 году Синодом был издан учебник по гомилетике
«Руководство к церковному красноречию», который включал в себя советы
священнослужителю практически на все случаи жизни, а также примеры из ранее
прочитанных образцовых проповедей.
До Ломоносова все учебники и материалы по риторике были рукописными. Его трактат «Краткое руководство к красноречию», изданный в 1747 году, стал и первым печатным учебником, и первым фундаментальным научным трудом. Здесь переработаны предшествующие сочинения, предложен стиль риторических описаний в России не только XVIII веку, но и последующим векам. Трактат состоит из нескольких частей:
1.
Изобретение.
2.
О украшении.
3.
Расположение.
4.
О произношении.
Во всех этих частях даются
практические советы оратору.
Временем расцвета русской
риторики следует считать первую половину XIX века, и особенно период после
войны 1812 года, когда подъем общественных и патриотических настроений побуждал
к развитию словесных наук, и прежде всего риторики, которая описывала как общие
правила отдельных видов и родов словесности, так и правила создания сочинений.
В русской риторике в основу подхода к «расположению» лег принцип семи античных
основных компонентов речи (вступление,
изложение, определение темы, доказательство, опровержение, отступление и
заключение), которые рассматривали логические правила и законы в тесной
связи с вопросами выбора тона и стиля. «Изобретение давало способы думать и,
думая, соединять одну мысль с другой. Расположение учит соображать и,
соображая, давать направление рассудку и нравственному чувству. Расположение
есть действие Рассудка и Нравственного чувства, которые от частых соображений,
от частых примеров, сами, наконец, образуются, укрепляются и принимают
надлежащее направление».
Вторую половину XIX века можно
назвать временем постепенного упадка риторики. Из школы постепенно изгонялись
прозаические деловые, научные, ораторские виды речи. При обучении языку и
литературе использовались только художественные тексты. В трудах, написанных в
тот период, излагаются требования к ораторскому
искусству, используемые на практике. Однако эти требования не
находили широкого распространения в образовании.
В первые годы советской власти
наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 году был создан даже
Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма,
так необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и
убежденностью оратора. Выходившие в свет брошюры отличались пропагандистской
направленностью и не содержали всестороннего подхода к речевой деятельности,
тем более к устной. «Обесцвеченный чиновничий язык», пропущенный через газетные
фразеологизмы, нашел отражение в творчестве А. Платонова.
Искусство
публичного выступления советского
направления в России связано с развитием университетского красноречия. Лишенная
парламентских форм демократии, как и других, более или менее свободных
общественных трибун, передовое красноречие стремилось к университетским
аудиториям, было чутко к влияниям времени, обращалось к молодому поколению,
туда, где живое слово усилиями смелых ученых начинало развиваться и
совершенствоваться на благо науки и общественного прогресса.
Динамизм
социально-политических процессов современности предполагает по-новому оценить
соотношение письменной и устной форм речи. Задача письменной грамотности
решается в условиях средней школы. В советское время устная речь находилась
несколько в стороне от государственных проблем образования. Сегодня, недостаток
знаний в области развития
устной речи призвана
компенсировать учебная дисциплина «Русский язык и культура речи».
Законспектировать материал сообщения, выучить и рассказать на занятии.
ОтветитьУдалитьРамазанова Зейнаб 1 курс 2 группа Судебная экспертиза
ОтветитьУдалитьБалатова Мадина
ОтветитьУдалить1курс 2ДБО юриспруденция
Темирханова Малика
ОтветитьУдалить1 курс 2 ДБО юриспрудеция
Мустапаева Патимат, 2ДБО
ОтветитьУдалитьИльясова Хамис 1 курс СЭ (2 группа)
ОтветитьУдалитьАлиев Шамиль 1к 2ДБО ЮИ
ОтветитьУдалитьДжамалова Диана 1к 2 ДБО
ОтветитьУдалитьАбдулмуслимов Рамазан 1 курс 2ДБО
ОтветитьУдалитьАлиев Ислам 1 курс 2 дбо
ОтветитьУдалитьШахрулов Арсен 1к ПИЮ
ОтветитьУдалитьКурбанова Асият 1 курс 3ДПО ЮИ ДГУ
ОтветитьУдалитьГасанова Зулпат 3 ДПО 1 курс ЮИ
ОтветитьУдалитьБагамаева Индира 1 курс ЮИ 3 ДПО
ОтветитьУдалитьМиспахова Джульета ЮИ 1курс 3ДПО
ОтветитьУдалитьАлиев Омар ЮИ 1курс 3ДПО
ОтветитьУдалитьПирнаев Буттай 1курс ПИЮ
ОтветитьУдалитьНурмагомедова Амина. 1 курс ПИвЮ
ОтветитьУдалитьСАЛИХОВА ПАТИМА 1КУРС 2дпо ЮИ
ОтветитьУдалить1 курс пию
ОтветитьУдалитьХалилова Халиса 1 курс ПИЮ
ОтветитьУдалитьАлиева Асият 1 курс ПО
ОтветитьУдалитьЩамхалова Динара 1курс 1гр СЭ
ОтветитьУдалитьАтаева Аида 1 Курс ЮИ Пед. Образование Профиль Право
ОтветитьУдалитьСпасибо за материал 👍🏻
ОтветитьУдалитьАликулиева Надия 1 курс ЮИ Пед.образование Профиль Право
ОтветитьУдалитьРаджабова Шамсият 1курс ЮИ Пед.Образование профиль "Право"
ОтветитьУдалитьАлиев Али , 1 курс , ЮИ Пед.Обр
ОтветитьУдалитьРаджабов Магомед ЮИ 1 курс ПО
ОтветитьУдалитьСпасибо за материал)
ОтветитьУдалитьВазирова Раисат, 1 курс, ЮИ, Пед. Образование профиль "Право".
Хасаева Ася ЮИ 1 курс ПО
ОтветитьУдалитьАбдурахманова Сурая 1 курс ПО ЮИ
ОтветитьУдалитьБибулатов Гаджи 1 курс ЮИ ПО
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьАлимирзаева Анжела 1 курс 2 группа СЭ
ОтветитьУдалитьспасибо за полезную информацию!
ОтветитьУдалитьБыло интересно почитать.
Рагимова Лейла 1 курс 5 ДПО ЮИ
Кишева Наргиз 1 дбо 1 к
ОтветитьУдалитьГаджиев Гаджи 1 дбо 1 к
ОтветитьУдалитьМарданова Алия, 1 курс 2 дбо
ОтветитьУдалитьКаратова Тамари 1 к 2 ДБО
ОтветитьУдалитьСулейманова Айшат 1к 1 дбо
ОтветитьУдалитьМагомедова Хадижат 1к 1БДО
ОтветитьУдалитьИсаева Джарият 1 ДБО
ОтветитьУдалитьМусаева Камила 2 дбо
ОтветитьУдалитьАмиралиев Рустам 1к 1 ДБО
ОтветитьУдалитьКазиева Аида, 1 курс 2 ДБО
ОтветитьУдалитьЧамсаев Айдемир, 1 ДБО
ОтветитьУдалитьСалимова Залина 2 ДБО
ОтветитьУдалитьМагомедов Джамал 2 ДБО
ОтветитьУдалитьАдигюзелова Камила, 1к 2ДБО
ОтветитьУдалитьПирметов Камиль, 1 курс 2 ДБО
ОтветитьУдалитьДжамалова Джавгар 1 ДБО
ОтветитьУдалитьКурбанова Рабият, 1 курс 2 ДБО
ОтветитьУдалитьАкаев Камиль 1 курс 2 ДБО
ОтветитьУдалитьАрсланов Саид 1 курс 2 ДБО
ОтветитьУдалитьСалахов Салах
ОтветитьУдалитьШабрина Кристина 1 курс 1 ДБО.
ОтветитьУдалитьМерзабекова Мадинат 1ДБО
ОтветитьУдалитьАлибекова Асиль 1ДБО
ОтветитьУдалить