Поиск по этому блогу

суббота, 26 марта 2022 г.

Из истории русского красноречия.


ИЗ ИСТОРИИ  РУССКОГО КРАСНОРЕЧИЯ  


«Красноречие» — слово русского происхождения, означающее умение говорить привлекательно, красиво, красно, убедительно. Этим же словом, издавна называли риторику – науку об ораторском искусстве.
В древней Руси красноречие называлось вещанием. Вещание развивалось главным образом на народных собраниях - вечах. В этот период, кроме вещания, развивались и такие виды красноречия, как торжественная, или достохвальная, военная и дипломатическая речи. Центрами «ученой» риторики являлись Киевская и Московская духовные академии.
В 1620 была написана первая русская книга по риторике. По ней более 70 лет обучали православных священников искусству красноречия в Москве, Новгороде, Ярославле, Ниловой пустыне, Соловецком монастыре. «Риторика» состояла из двух книг: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова». Текст написан в вопросах и ответах, имитируя диалог учителя и ученика.
Русская церковь всегда уделяла много внимания совершенствованию вербального воздействия на слушателей. Развивалась гомилетика — разновид­ность ораторской речи, представленная в религиозных проповедях. В 1804 году Синодом был издан учебник по гомилетике «Руководство к церковному красноречию», который включал в себя советы священнослужителю практически на все случаи жизни, а также примеры из ранее прочитанных образцовых проповедей.

До Ломоносова все учебники и материалы по риторике были рукописными. Его трактат «Краткое руководство к красноречию», изданный в 1747 году, стал и первым печатным учебником, и первым фундаментальным научным трудом. Здесь переработаны предшествующие сочинения, предложен стиль риторических описаний в России не только XVIII веку, но и последующим векам. Трактат состоит из нескольких частей:

1.      Изобретение.
2.      О украшении.
3.      Расположение.
4.      О произношении.
Во всех этих частях даются практические советы оратору.
Временем расцвета русской риторики следует считать первую половину XIX века, и особенно период после войны 1812 года, когда подъем общественных и патриотических настроений побуждал к развитию словесных наук, и прежде всего риторики, которая описывала как общие правила отдельных видов и родов словесности, так и правила создания сочинений. В русской риторике в основу подхода к «расположению» лег принцип семи античных основных компонентов речи (вступление, изложение, определение темы, доказательство, опровержение, отступление и заключение), которые рассматривали логические правила и законы в тесной связи с вопросами выбора тона и стиля. «Изобретение давало способы думать и, думая, соединять одну мысль с другой. Расположение учит соображать и, соображая, давать направление рассудку и нравственному чувству. Расположение есть действие Рассудка и Нравственного чувства, которые от частых соображений, от частых примеров, сами, наконец, образуются, укрепляются и принимают надлежащее направление».
Вторую половину XIX века можно назвать временем постепенного упадка риторики. Из школы постепенно изгонялись прозаические деловые, научные, ораторские виды речи. При обучении языку и литературе использовались только художественные тексты. В трудах, написанных в тот период, излагаются требования к ораторскому искусству, используемые на практике. Однако эти требования не находили широкого распространения в образовании.
В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 году был создан даже Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, так необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора. Выходившие в свет брошюры отличались пропагандистской направленностью и не содержали всестороннего подхода к речевой деятельности, тем более к устной. «Обесцвеченный чиновничий язык», пропущенный через газетные фразеологизмы, нашел отражение в творчестве А. Платонова.
Искусство публичного выступления советского направления в России связано с развитием университетского красноречия. Лишенная парламентских форм демократии, как и других, более или менее свободных общественных трибун, передовое красноречие стремилось к университетским аудиториям, было чутко к влияниям времени, обращалось к молодому поколению, туда, где живое слово усилиями смелых ученых начинало развиваться и совершенствоваться на благо науки и общественного прогресса.
Динамизм социально-политических процессов современности предполагает по-новому оценить соотношение письменной и устной форм речи. Задача письменной грамотности решается в условиях средней школы. В советское время устная речь находилась несколько в стороне от государственных проблем образования. Сегодня, недостаток знаний в области развития устной речи призвана компенсировать учебная дисциплина «Русский язык и культура речи».  



59 комментариев:

  1. Законспектировать материал сообщения, выучить и рассказать на занятии.

    ОтветитьУдалить
  2. Рамазанова Зейнаб 1 курс 2 группа Судебная экспертиза

    ОтветитьУдалить
  3. Балатова Мадина
    1курс 2ДБО юриспруденция

    ОтветитьУдалить
  4. Темирханова Малика
    1 курс 2 ДБО юриспрудеция

    ОтветитьУдалить
  5. Абдулмуслимов Рамазан 1 курс 2ДБО

    ОтветитьУдалить
  6. Курбанова Асият 1 курс 3ДПО ЮИ ДГУ

    ОтветитьУдалить
  7. Миспахова Джульета ЮИ 1курс 3ДПО

    ОтветитьУдалить
  8. САЛИХОВА ПАТИМА 1КУРС 2дпо ЮИ

    ОтветитьУдалить
  9. Щамхалова Динара 1курс 1гр СЭ

    ОтветитьУдалить
  10. Атаева Аида 1 Курс ЮИ Пед. Образование Профиль Право

    ОтветитьУдалить
  11. Аликулиева Надия 1 курс ЮИ Пед.образование Профиль Право

    ОтветитьУдалить
  12. Раджабова Шамсият 1курс ЮИ Пед.Образование профиль "Право"

    ОтветитьУдалить
  13. Раджабов Магомед ЮИ 1 курс ПО

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо за материал)
    Вазирова Раисат, 1 курс, ЮИ, Пед. Образование профиль "Право".

    ОтветитьУдалить
  15. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  16. Алимирзаева Анжела 1 курс 2 группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  17. спасибо за полезную информацию!
    Было интересно почитать.
    Рагимова Лейла 1 курс 5 ДПО ЮИ

    ОтветитьУдалить
  18. Марданова Алия, 1 курс 2 дбо

    ОтветитьУдалить
  19. Адигюзелова Камила, 1к 2ДБО

    ОтветитьУдалить
  20. Курбанова Рабият, 1 курс 2 ДБО

    ОтветитьУдалить