http://znaika.ru/catalog/11-klass/russian/Osnovnye-vidy-pererabotki-teksta:-Referat.-Annotatsiya.-Retsenziya
§1. Основные виды переработки текста
Трудно бывает подготовить свой собственный, авторский текст. Однако понять и интерпретировать текст чужой – тоже задача непростая. При рассмотрении и анализе готового текста необходима внимательность, вдумчивость, способность вычленять главное. В учебном процессе первичные навыки по развитию этих качеств формируются при работе с научными текстами. К основным жанрам письменной научной речи в этом плане относятся реферат, аннотация и рецензия.
По своей сути это так называемые вторичные тексты, которые создаются на базе первичных и так или иначе адаптируют к восприятию уже готовые тексты.
Так, хорошо знакомый всем учащимся реферат является одной из самых распространённых форм переработки научных текстов. Его используют для обобщения материалов, которые содержатся в одном или нескольких письменных источниках.
Реферат – это жанр научной письменной речи, представляющий собой изложение информации на определённую тему, обычно взятой из нескольких научных работ.
При подготовке реферата не следует забывать, что это довольно строгий научный жанр, который регламентирован как по содержанию, так и по форме. При обработке исходного текста необходимо обнаружить и выделить в нём самое главное. Кроме того, эта первичная информация должна отвечать заданной теме и быть объективно изложена.
Разумеется, реферат должен отвечать и другим требованиям научного стиля. Формальная структура реферата включает в себя соответствующий стандарту титульный лист, нередкооглавление, собственно текст, состоящий из введения, основной части и заключения. Завершается структура работы списком использованной литературы.
Текст реферата пишется строгим научным языком. Иначе говоря, данный текст предполагает употребление терминов, специальных книжных оборотов и не допускает стилистически сниженной лексики. Как и в любой другой научной работе, в реферате не приветствуется подчёркнутая субъективность изложения, – наоборот, рекомендуется использование обезличенных конструкций. Например: поднимается вопрос, исследуется проблема, обнаруживается сходство и т.д.
Реферат относится к тематическому информационному виду научной продукции. Существуют отдельные правила подготовки рефератов. Так, перед началом работы, выбрав тему, необходимонаметить план и подобрать соответствующую литературу. Затем требуется внимательное ознакомление с исходным текстом, выделение в нем ключевых фрагментов и последующее их оформление. В конечном итоге реферат должен раскрыть заявленную в его названии тему и передать основные положения первоисточника. Объём такой письменной работы колеблется от 5 до 15 печатных листов.
По характеру переработки первичной информации рефераты принято делить на две основные группы:
· продуктивные
· репродуктивные
Продуктивные рефераты предполагают творческое (критическое) осмысление рассматриваемой научной литературы. В таких работах допускается небольшой анализ и комментирование текста первоисточника. К данному разряду относятся реферат-обзор и реферат-доклад.
Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста в сокращённом виде. Такие работы выражают пассивное восприятие рассматриваемого материала. К данному разряду относятся реферат-конспект и реферат-резюме.
Одной из самых лаконичных, но содержательных форм переработки научных текстов является аннотация.
Аннотация – это жанр научной письменной речи, который представляет собой предельно краткое изложение главного содержания первоисточника.
Знакомясь с какой-либо книгой, читатель без труда может обнаружить расположенную рядом с выходными данными маленькую пояснительную записку, предваряющую основной текст. Это и есть аннотация. Она направлена на адресата конкретного текста и предназначена для краткого информирования о сути того или иного издания. Аннотация служит первичным навигатором для читателя и даёт лишь самое общее представление о книге.
В отличие от реферата, аннотация не раскрывает содержания текста, а указывает на намерения автора, задачи, предмет и объект его исследования. Следовательно, стиль изложения в этом научном жанре должен быть особенно деловит и сдержан.
По цели написания аннотации принято делить на две группы: информационные и рекомендательные.
ü Информационные аннотации ориентированы исключительно на передачу сведений о тексте.
ü Рекомендательные аннотации, помимо информации, содержат советы для практического применения.
Более сложной по сравнению с предыдущими двумя формой переработки текстов является рецензия.
Рецензия – это жанр научной письменной речи, представляющий собой разбор текста с доказательным комментированием главных положений первоисточника.
Рецензия отличается, прежде всего, тем, что это авторский жанр. Иначе говоря, данный вид работы требует не просто сжатого пересказа какого-либо текста, а его творческого переосмысления и вынесения собственного мнения по поводу прочитанного.
За основу рецензии берётся текст какой-либо книги или статьи. Вы вдумчиво вчитываетесь в его содержание и самостоятельно определяете достоинства и недостатки произведения. Затемпосредством применения рассуждения-доказательства излагается аргументированное мнение-оценка по поводу прочитанного. Важную роль в тексте рецензии играют словесные клише (например: в статье исследуется…; сборник рассчитан…; автор обращает внимание на … и т.д.).
Структура рецензии включает себя вступление, основную часть и вывод. На каждом из этапов развития мысли должен быть анализ исходного текста, подкреплённый аргументацией. В заключение работы необходимо вынести взвешенную оценку тексту первоисточника, а при необходимости дать практические рекомендации.
Обобщая сказанное, напомним, что все тексты можно разделить на первичные и вторичные. На занятии мы рассматривали реферат, аннотацию и рецензию как вторичные тексты. Их подготовка способствует формированию целостности понимания первичного источника, умения вычленять главное в его содержании и корректно обобщать выраженные автором мысли.
Литература:
1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М.: УРАО, 2000.
2. Ванников Ю.В. Типы научных и технических текстов и их лингвистические особенности. М., 1984.
3. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. М., 1976.
4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис Пресс Рольф, 2001.
5. Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. М.: АСТ: Астрель, 2006.
6. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы. Учебное пособие. М., 1997.
7. Казарцева О.М. Культура речевого общения. М.: Флинта, 1999.
8. Казарцева О.М. Вишнякова О.В. Письменная речь. Учебное пособие. М.: Флинта, 1998.
9. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка: учебник. М.: Флинта: Наука, 2008.
10. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. М.: Экономическая литература, 2002.
11. Культура русской речи / Отв. ред. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. М.: Норма, 2000.
12. Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2002.
13. Матвеева Т.В. Учебный словарь: Русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта: Наука, 2003.
14. Мучник Б.С. Человек и текст. М.: Книга, 1985.
15. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2001.
16. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. СПб., 2005.
17. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М.: Флинта: Наука, 2005.
18. Стилистика русского языка: Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М.: Наука, 1987.
19. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003.
20. Чернявская В.Е. Интерпретация научного текста. СПб., 2004.
Очень полезная информация Тамара Ибрагимовна,до этого дня не знал,что такое аннотация и рецензия
ОтветитьУдалитьРамазанов Шамиль С.Э 1 курс 1 группа
УдалитьСпасибо Тамара Ибрагимовна за тауут подробную информацию .
ОтветитьУдалитьМагомедов О.Ш. 1 Курс Пед.обр.
Спасибо , Тамара Ибрагимовна, за полезную информацию!
ОтветитьУдалитьАбсалудинова Чакар Шамильевна, студентка 1 курса 1ПО «Право»
Спасибо большое за интересную и полезную информацию,Тамара Ибрагимовна
ОтветитьУдалитьСаидова Карина,1 курс Пед.образование "Право"
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСпасибо за материал 👍🏻
ОтветитьУдалитьПознавательно👌
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию 😊
Темирханова М. 1 курс 2 группа
Спасибо за информацию)
ОтветитьУдалитьВазирова Раисат, 1 курс, ЮИ, Пед. Образование профиль "Право".
Спасибо за информацию. Абдурахманова Сурая ЮИ 1 курс ПО Проф "Право"
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию) Ярахмедова Карина, 1 курс ЮИ ПО Право
ОтветитьУдалитьСпасибоза информацию, Цахаева Айшат ЮИ ПО Право 1 курс
ОтветитьУдалитьСпасибо большое)
ОтветитьУдалитьТеперь знаю как правильно писать реферат
Курбанова Динара 1 курс ПО
Омарова Шамай 1 курс, 2 группа, ДБО, Юриспруденция
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию ��
ОтветитьУдалитьРаджабова Шамсият 1курс ЮИ ПО профиль "Право"
Спасибо за материал 🌷
ОтветитьУдалитьХасаева Ася ЮИ 1 курс ПО
Спасибо за информацию.
ОтветитьУдалитьУссаева Салихат 1 курс Пед образование профиль право
спасибо за материал. Алиева Асият 1 курс ПО ЮИ
ОтветитьУдалитьМустапаева Патимат, 1 курс, 2 ДБО
ОтветитьУдалитьРабанова Амина, 1 курс, 2 ДБО
ОтветитьУдалитьОчень интересно ,
ОтветитьУдалитьАлиев Али , ЮИ , 1 курс Пед.Обр
Назаралиев Нариман 1курс 1дбо юриспруденция
ОтветитьУдалитьСпасибо за материал! Это очень интересно и, что немало важно, весьма полезно😊
ОтветитьУдалитьШАХБАНОВА ХАМИС 1 КУРС 1 ДБО ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Ахмедова Марина Юриспруденция 1курс 1ДБО
ОтветитьУдалитьРаджабова Гюльназ 3 дбо 1 курс юриспруденция
ОтветитьУдалитьИнтересно было читать) Спасибо!
ОтветитьУдалитьОмарова Асият, 1 курс 1 группа ДБО, Юриспруденция.
Спасибо за предоставленный материал!
ОтветитьУдалитьСайпулаева Джамиля 1 курс, 1ДБО, юриспруденция.
Спасибо за информацию.
ОтветитьУдалитьАбдурахманова Мариян 1ДБО, юриспруденция
Спасибо за материал
ОтветитьУдалитьХазамов Даниял 3дбо 1 курс
Спасибо за материал
ОтветитьУдалитьХаттаева Айшат 1 ДБО 1 курс юриспруденция
Познавательно,спасибо
ОтветитьУдалитьГаджиева Аминат 1к 3 ДБО Юриспруденция
Спасибо,очень познавательная информация)
ОтветитьУдалитьШарапудинова Загра 1 курс СЭ(2 группа)
Спасибо, полезная информация
ОтветитьУдалитьИльясова Хамис, 1 курс 2 группа СЭ
Спасибо за полезный материал!
ОтветитьУдалитьГасанов Гамид СЭ 1 курс 1 группа
Курбанова Фатима 1 курс 1 группа СЭ
ОтветитьУдалитьАхмедова Заира 1группа 1курс сэ
ОтветитьУдалитьКурбанова Пери 1курс 1группа СЭ
ОтветитьУдалитьМусалаев Магомедали 1курс 1группа СЭ
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию.
ОтветитьУдалитьАкимова Мадина 1курс 2группа СЭ
Спасибо большое за дополнительный материал)
ОтветитьУдалитьСултаналиев Шамиль 1 курс 2 группа СЭ
Спасибо за предоставленный материал!
ОтветитьУдалитьЩамхалова Динара 1курс 1группа СЭ
Спасибо большое за информацию! Очень интересно!
ОтветитьУдалитьИдрисова Саида 1 курс 2 группа СЭ
Абусаламов Абсамат 1 курс 1 группа СЭ
ОтветитьУдалитьЗубаилов Зубаил 1 курс 2 группа СЭ.
ОтветитьУдалитьСпасибо за полезную информацию.
ОтветитьУдалитьАлимирзаева Анжела 1 курс 2 группа СЭ.
Шахрулов Магомед 1 к ПИЮ
ОтветитьУдалитьШахрулов Арсен 1к ПИЮ
ОтветитьУдалитьМиспахова Джульета 1курс 3 ДПО ЮИ
ОтветитьУдалитьМанкулиев Гаджи 1курс 3 ДПО ЮИ
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьОмарова Цибац Омаровна ПИЮ
ОтветитьУдалитьГасанова Зулпат 1 курс 3 дпо ЮИ
ОтветитьУдалитьБагамаева Индира 1 курс 3 ДПО ЮИ
ОтветитьУдалитьМагомедова Есения 1 курс 3 ДПО ЮИ
ОтветитьУдалитьАгашерипова Сабрина 1 курс ЮИ 3 ДПО
ОтветитьУдалитьСелимова Саида 3 ДПО ЮИ 1 курс
ОтветитьУдалитьНурмагомедова Амина. ЮИ "ПИвЮ" 1 курс.
ОтветитьУдалитьХалилова Халиса 1 курс ПИЮ
ОтветитьУдалитьПИЮ 1 курс
ОтветитьУдалитьСАЛИХОВА ПАТИМА 1 КУРС 2ДПО ЮИ
ОтветитьУдалитьАллахвердиев Имам Мурадович 3 ДБО 1 курс
ОтветитьУдалитьКурбанова Асият 1 курс 3 ДПО ЮИ
ОтветитьУдалитьОмаров Ислам 2ДБО 1 курс ЮИ
ОтветитьУдалитьБилалов Расул 2ДБО 1 курс ЮИ
ОтветитьУдалитьМагомедов Руслан 2ДБО 1 курс ЮИ
ОтветитьУдалитьМусалаев Магомедали 1 курс 1 группа СЭ
ОтветитьУдалитьРасулов Даниял 1 курс ЮИ ПО
ОтветитьУдалить