Поиск по этому блогу

суббота, 9 ноября 2019 г.

Жанры научного стиля

http://znaika.ru/catalog/11-klass/russian/Osnovnye-vidy-pererabotki-teksta:-Referat.-Annotatsiya.-Retsenziya

§1. Основные виды переработки текста

Трудно бывает подготовить свой собственный, авторский текст. Однако понять и интерпретировать текст чужой – тоже задача непростая. При рассмотрении и анализе готового текста необходима внимательность, вдумчивость, способность вычленять главное. В учебном процессе первичные навыки по развитию этих качеств формируются при работе с научными текстами. К основным жанрам письменной научной речи в этом плане относятся реферат, аннотация и рецензия.
По своей сути это так называемые вторичные тексты, которые создаются на базе первичных и так или иначе адаптируют к восприятию уже готовые тексты.

§2. Реферат

Так, хорошо знакомый всем учащимся реферат является одной из самых распространённых форм переработки научных текстов. Его используют для обобщения материалов, которые содержатся в одном или нескольких письменных источниках.
Реферат – это жанр научной письменной речи, представляющий собой изложение информации на определённую тему, обычно взятой из нескольких научных работ.
При подготовке реферата не следует забывать, что это довольно строгий научный жанр, который регламентирован как по содержанию, так и по форме. При обработке исходного текста необходимо обнаружить и выделить в нём самое главноеКроме того, эта первичная информация должна отвечать заданной теме и быть объективно изложена.
Разумеется, реферат должен отвечать и другим требованиям научного стиля. Формальная структура реферата включает в себя соответствующий стандарту титульный лист, нередкооглавление, собственно текст, состоящий из введения, основной части и заключения. Завершается структура работы списком использованной литературы.
Текст реферата пишется строгим научным языком. Иначе говоря, данный текст предполагает употребление терминов, специальных книжных оборотов и не допускает стилистически сниженной лексики. Как и в любой другой научной работе, в реферате не приветствуется подчёркнутая субъективность изложения, – наоборот, рекомендуется использование обезличенных конструкций. Например: поднимается вопрос, исследуется проблема, обнаруживается сходство и т.д.
Реферат относится к тематическому информационному виду научной продукции. Существуют отдельные правила подготовки рефератов. Так, перед началом работы, выбрав тему, необходимонаметить план и подобрать соответствующую литературу. Затем требуется внимательное ознакомление с исходным текстом, выделение в нем ключевых фрагментов и последующее их оформление. В конечном итоге реферат должен раскрыть заявленную в его названии тему и передать основные положения первоисточника. Объём такой письменной работы колеблется от 5 до 15 печатных листов.
По характеру переработки первичной информации рефераты принято делить на две основные группы:
·         продуктивные
·         репродуктивные
Продуктивные рефераты предполагают творческое (критическое) осмысление рассматриваемой научной литературы. В таких работах допускается небольшой анализ и комментирование текста первоисточника. К данному разряду относятся реферат-обзор и реферат-доклад.
Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста в сокращённом виде. Такие работы выражают пассивное восприятие рассматриваемого материала. К данному разряду относятся реферат-конспект и реферат-резюме.

§3. Аннотация

Одной из самых лаконичных, но содержательных форм переработки научных текстов является аннотация.
Аннотация – это жанр научной письменной речи, который представляет собой предельно краткое изложение главного содержания первоисточника.
Знакомясь с какой-либо книгой, читатель без труда может обнаружить расположенную рядом с выходными данными маленькую пояснительную записку, предваряющую основной текст. Это и есть аннотация. Она направлена на адресата конкретного текста и предназначена для краткого информирования о сути того или иного издания. Аннотация служит первичным навигатором для читателя и даёт лишь самое общее представление о книге.
В отличие от реферата, аннотация не раскрывает содержания текста, а указывает на намерения автора, задачи, предмет и объект его исследования. Следовательно, стиль изложения в этом научном жанре должен быть особенно деловит и сдержан.
По цели написания аннотации принято делить на две группы: информационные и рекомендательные.
ü  Информационные аннотации ориентированы исключительно на передачу сведений о тексте.
ü  Рекомендательные аннотации, помимо информации, содержат советы для практического применения.

§4. Рецензия

Более сложной по сравнению с предыдущими двумя формой переработки текстов является рецензия.
Рецензия – это жанр научной письменной речи, представляющий собой разбор текста с доказательным комментированием главных положений первоисточника.
Рецензия отличается, прежде всего, тем, что это авторский жанр. Иначе говоря, данный вид работы требует не просто сжатого пересказа какого-либо текста, а его творческого переосмысления и вынесения собственного мнения по поводу прочитанного.
За основу рецензии берётся текст какой-либо книги или статьи. Вы вдумчиво вчитываетесь в его содержание и самостоятельно определяете достоинства и недостатки произведения. Затемпосредством применения рассуждения-доказательства излагается аргументированное мнение-оценка по поводу прочитанного. Важную роль в тексте рецензии играют словесные клише (например: в статье исследуется…; сборник рассчитан…; автор обращает внимание на … и т.д.).
Структура рецензии включает себя вступление, основную часть и вывод. На каждом из этапов развития мысли должен быть анализ исходного текста, подкреплённый аргументацией. В заключение работы необходимо вынести взвешенную оценку тексту первоисточника, а при необходимости дать практические рекомендации.

§5. Краткие итоги по теме урока

Обобщая сказанное, напомним, что все тексты можно разделить на первичные и вторичные. На занятии мы рассматривали реферат, аннотацию и рецензию как вторичные тексты. Их подготовка способствует формированию целостности понимания первичного источника, умения вычленять главное в его содержании и корректно обобщать выраженные автором мысли.



Литература:
1.     Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М.: УРАО, 2000.
2.     Ванников Ю.В. Типы научных и технических текстов и их лингвистические особенности. М., 1984.
3.     Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. М., 1976.
4.     Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис Пресс Рольф, 2001.
5.     Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика. М.: АСТ: Астрель, 2006.
6.     Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы. Учебное пособие. М., 1997.
7.     Казарцева О.М. Культура речевого общения. М.: Флинта, 1999.
8.     Казарцева О.М. Вишнякова О.В. Письменная речь. Учебное пособие. М.: Флинта, 1998.
9.     Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка: учебник. М.: Флинта: Наука, 2008.
10.   Колтунова М.В. Язык и деловое общение. М.: Экономическая литература, 2002.
11.  Культура русской речи / Отв. ред. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. М.: Норма, 2000.
12.  Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2002.
13.  Матвеева Т.В. Учебный словарь: Русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта: Наука, 2003.
14.  Мучник Б.С. Человек и текст. М.: Книга, 1985.
15.  Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2001.
16.  Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. СПб., 2005.
17.  Солганик Г.Я. Стилистика текста. М.: Флинта: Наука, 2005.
18.  Стилистика русского языка: Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста. М.: Наука, 1987.
19.  Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003.
20.  Чернявская В.Е. Интерпретация научного текста. СПб., 2004.

67 комментариев:

  1. Очень полезная информация Тамара Ибрагимовна,до этого дня не знал,что такое аннотация и рецензия

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Тамара Ибрагимовна за тауут подробную информацию .
    Магомедов О.Ш. 1 Курс Пед.обр.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо , Тамара Ибрагимовна, за полезную информацию!
    Абсалудинова Чакар Шамильевна, студентка 1 курса 1ПО «Право»

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо большое за интересную и полезную информацию,Тамара Ибрагимовна
    Саидова Карина,1 курс Пед.образование "Право"

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. Познавательно👌
    Спасибо за информацию 😊
    Темирханова М. 1 курс 2 группа

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за информацию)
    Вазирова Раисат, 1 курс, ЮИ, Пед. Образование профиль "Право".

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за информацию. Абдурахманова Сурая ЮИ 1 курс ПО Проф "Право"

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо за информацию) Ярахмедова Карина, 1 курс ЮИ ПО Право

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибоза информацию, Цахаева Айшат ЮИ ПО Право 1 курс

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо большое)
    Теперь знаю как правильно писать реферат
    Курбанова Динара 1 курс ПО

    ОтветитьУдалить
  12. Омарова Шамай 1 курс, 2 группа, ДБО, Юриспруденция

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо за информацию ��
    Раджабова Шамсият 1курс ЮИ ПО профиль "Право"

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо за материал 🌷
    Хасаева Ася ЮИ 1 курс ПО

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо за информацию.
    Уссаева Салихат 1 курс Пед образование профиль право

    ОтветитьУдалить
  16. спасибо за материал. Алиева Асият 1 курс ПО ЮИ

    ОтветитьУдалить
  17. Рабанова Амина, 1 курс, 2 ДБО

    ОтветитьУдалить
  18. Очень интересно ,
    Алиев Али , ЮИ , 1 курс Пед.Обр

    ОтветитьУдалить
  19. Назаралиев Нариман 1курс 1дбо юриспруденция

    ОтветитьУдалить
  20. Спасибо за материал! Это очень интересно и, что немало важно, весьма полезно😊
    ШАХБАНОВА ХАМИС 1 КУРС 1 ДБО ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

    ОтветитьУдалить
  21. Ахмедова Марина Юриспруденция 1курс 1ДБО

    ОтветитьУдалить
  22. Раджабова Гюльназ 3 дбо 1 курс юриспруденция

    ОтветитьУдалить
  23. Интересно было читать) Спасибо!
    Омарова Асият, 1 курс 1 группа ДБО, Юриспруденция.

    ОтветитьУдалить
  24. Спасибо за предоставленный материал!
    Сайпулаева Джамиля 1 курс, 1ДБО, юриспруденция.

    ОтветитьУдалить
  25. Спасибо за информацию.
    Абдурахманова Мариян 1ДБО, юриспруденция

    ОтветитьУдалить
  26. Спасибо за материал
    Хазамов Даниял 3дбо 1 курс

    ОтветитьУдалить
  27. Спасибо за материал
    Хаттаева Айшат 1 ДБО 1 курс юриспруденция

    ОтветитьУдалить
  28. Познавательно,спасибо
    Гаджиева Аминат 1к 3 ДБО Юриспруденция

    ОтветитьУдалить
  29. Спасибо,очень познавательная информация)
    Шарапудинова Загра 1 курс СЭ(2 группа)

    ОтветитьУдалить
  30. Спасибо, полезная информация
    Ильясова Хамис, 1 курс 2 группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  31. Спасибо за полезный материал!
    Гасанов Гамид СЭ 1 курс 1 группа

    ОтветитьУдалить
  32. Курбанова Фатима 1 курс 1 группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  33. Ахмедова Заира 1группа 1курс сэ

    ОтветитьУдалить
  34. Курбанова Пери 1курс 1группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  35. Мусалаев Магомедали 1курс 1группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  36. Спасибо за информацию.
    Акимова Мадина 1курс 2группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  37. Спасибо большое за дополнительный материал)
    Султаналиев Шамиль 1 курс 2 группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  38. Спасибо за предоставленный материал!
    Щамхалова Динара 1курс 1группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  39. Спасибо большое за информацию! Очень интересно!
    Идрисова Саида 1 курс 2 группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  40. Абусаламов Абсамат 1 курс 1 группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  41. Зубаилов Зубаил 1 курс 2 группа СЭ.

    ОтветитьУдалить
  42. Спасибо за полезную информацию.
    Алимирзаева Анжела 1 курс 2 группа СЭ.

    ОтветитьУдалить
  43. Миспахова Джульета 1курс 3 ДПО ЮИ

    ОтветитьУдалить
  44. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  45. САЛИХОВА ПАТИМА 1 КУРС 2ДПО ЮИ

    ОтветитьУдалить
  46. Аллахвердиев Имам Мурадович 3 ДБО 1 курс

    ОтветитьУдалить
  47. Курбанова Асият 1 курс 3 ДПО ЮИ

    ОтветитьУдалить
  48. Магомедов Руслан 2ДБО 1 курс ЮИ

    ОтветитьУдалить
  49. Мусалаев Магомедали 1 курс 1 группа СЭ

    ОтветитьУдалить