Поиск по этому блогу

суббота, 31 октября 2020 г.

Жанры публицистики

Жанры публицистического стиля речи – это определенные композиционные и стилистические типы произведений, присущие средствам массовой информации. 
жанры публицистического стиля

Наиболее характерные примеры публицистического стиля с информационной направленностью таковы:
  • Заметка;
  • Репортаж;
  • Интервью;
  • Зарисовка;
  • Отчет.
В основном, современными представителями публицистического стиля используется заметка. Заметка – это короткое сообщение о фактах, событиях, предположениях, новостях.
Существует несколько их разновидностей:
  • Заметка-событие – отрывок о каком-либо происшествии;
  • Мини-анонс – это, своего рода, мини-реклама, сообщающая о предстоящем событии;
  • Аннотация – краткое описание новой книги, статьи;
  • Небольшая рецензия – отзыв о каком-либо объекте массовой информации;
  • Блиц-портрет – небольшая заметка, содержащая актуальную информацию о каком-либо человеке с целью представить его с одной стороны, той, которая наиболее выгодна автору;
  • Мини-обозрение – это небольшой текст, совокупность нескольких событий, связанных между собой;
  • Мини-история – жанр, который наиболее часто встречается в женских журналах. Такая история рассказывает о семейной, любовной или профессиональной жизненной интриге. Она интригует читателей именно интересными и завуалированными отношениями между людьми;
  • Мини-совет – заметка, содержащая рекомендации по какому-либо вопросу. Ее задача – упростить работу читателям.
Примеры текстов-заметок отличаются краткостью и емкостью. В них недопустимо какое-либо отклонение от темы и описание личного мнения автора.
Репортаж – это не просто отражение каких-либо событий, это текст публицистического стиля речи, отраженный через непосредственное восприятие его создателя. В основе репортажа лежит не просто общественно значимое событие, а целая история, за которой читатели готовы наблюдать.
Интервью – это небольшая зарисовка, текст в газете, журнале, интернет-ресурсе или на телевидении, созданный с целью сообщить читателям мнение какого-либо лица об определенном факте, объекте, событии.
Особенности информационного интервью:
  • Иногда имеет научно-публицистическую наклонность;
  • Содержит конкретные вопросы корреспондента и лаконичные ответы на них;
  • Может содержать дополнительные, уточняющие вопросы, технические детали;
  • Иногда корреспондент или журналист сообщает читателям ответы героя более простым текстом, доступным широкой аудитории;
  • Интервью может быть посвящено как биографии конкретного человека, так и обсуждению какого-либо факта, теории, события.
Текст в сухом публицистическом стиле – это отчет. Его задача – раскрыть информацию о каком-либо собрании, съезде, заседании, конференции, при этом с точностью изложить, какие решения были приняты, к чему пришли участники события и как это отразится на других людях. Обязательное требование к отчету – актуальность и правдивость информации, она ни в коем случае не должна быть искажена.
Зарисовка – это небольшой рассказ, и отличается он от предыдущих стилей своей направленностью. Зарисовка обычно бывает:
  • Пейзажная – описание природы;
  • Ассоциативная – основанная на ассоциациях какого-либо лица;
  • Портретная – это портрет, причем не только человека, но и явления и даже местности.
На самом деле подстили публицистического стиля речи очень разнообразны, но основные из них – информационные – мы видим чаще всего. Они фигурируют ежедневно: в газетах, журналах, научных книгах, на телевидении и даже на улице, когда корреспондент проводит социальные опросы населения.
Вот пример информационно-публицистического стиля текста:
«Как сообщили представители министерства культуры столицы, будет реконструировано здание бывшего крупного кукольного театра «Дружба», который был официально открыт в 2001—2002 годах. После реконструкции кукольный театр вновь возобновит свою деятельность. Также власти планируют отвести часть здания под детский развлекательный комплекс».

Аналитический публицистический стиль речи

Если информационные тексты призваны сообщать людям о чем-либо, то аналитические должны воздействовать на человека. Они представляют собой анализ корреспондентом какого-либо человека, события, факта или явления.
Жанры аналитического информационного стиля таковы:
  • Беседа;
  • Статья;
  • Корреспонденция;
  • Рецензия.
Беседа во многом схожа с интервью, но есть и существенные отличия. Таблица представляет их наглядно.
ИнтервьюБеседа
Журналист задает вопросы. Суть статьи строится на ответах оппонента.Журналист – равноправный партнер, он определяет содержание будущей статьи.
Журналист не обязан глубоко изучать тему интервью.От журналиста требуются определенные знания по теме беседы, он должен вести полноценную дискуссию.
В результате получается статья с мнением опрашиваемого.В результате получается всесторонне рассмотреть предмет разговора. Читатель имеет больше возможностей сделать собственные выводы о нем.
Беседа состоит из множества предложений, она часто публикуется в специализированных литературных источниках, посвященных какой-либо узконаправленной тематике.
Статья – это главный публицистический текст аналитического жанра. Статья – это подробный обзор какого-либо факта, события, ситуации. Автор статьи может руководствоваться разными методиками работы и источниками информации, чтобы разъяснить свою точку зрения и заставить читателя поразмыслить самостоятельно. Текст в форме статьи бывает:
  • Общеисследовательский – это анализ значимых на уровне страны или мира вопросов. Например, это может быть экономическая ситуация в стране, уровень нравственности в современном обществе, влияние внешней политики на ситуацию внутри государства. В такой статье очень важно, чтобы журналист соблюдал грань. Крайне легко аналитический материал превратить в пропагандистский. Автор должен придерживаться стороны рассказчика, человека, который анализирует информацию, но не более того.
  • Практико-аналитический – это описание повседневных проблем. В такой статье рассказывается о событиях в какой-либо отрасли, например, в промышленности, и предлагается несколько вариантов решения проблемы и избегания трудностей.
  • Полемический – это исключительно политическое направление. Такая статья публикует обзор противоположных взглядов двух или более политических деятелей. Интересно, что чаще всего полемические статьи пишут не журналисты, а политики, ученые, экономисты, психологи и прочие. Поэтому написать такой публицистический текст должен быть готов представитель любой профессии. Текст предполагает обязательное доказательство фактами какой-либо теории. Недопустимо искажать смысл слов оппонента и смешивать реальные факты и личное мнение. Такая статья предусматривает взаимопонимание между оппонентами, а значит, автор должен в достаточной степени владеть литературным языком.
Корреспонденция в некотором роде схожа с репортажем или отчетом. Она повествует о каком-либо событии и истолковывает его.
Истолкование – это выяснение и анализ причин данного события, оценка его значимости и прогноз развития в будущем. Основное отличие от репортажа – в центре корреспонденции присутствует один единственный факт, вокруг которого и идет рассуждение. Все остальные материалы – дополнительные, они служат подтверждением основного утверждения.
Рецензия – это полный обзор какого-либо художественного произведения или научной книги.
 Ее цель – описать мнение рецензента по поводу этого произведения, так, чтобы непосвященный человек понял, о чем речь, смог сделать собственные выводы и посмотреть на объект рецензии по-новому. Рецензия относится к аналитическим, а не информационным жанрам лишь потому, что требует от автора глубокого познания темы, описания своих суждений и анализ произведения. Современные рецензии приобрели уже несколько иной оттенок.
В такой форме могут описываться:
  • Документальные фильмы;
  • Мультфильмы;
  • Телевизионные передачи;
  • Рекламные ролики;
  • Музыкальные клипы.
Ранее пример публицистического рецензионного стиля мог встретиться лишь в описании художественных и научных произведений.
По мнению современных журналистов, все чаще рецензия имеет ироничный характер, что недопустимо в подобном жанре и характеризует журналиста как непрофессионала. Автор должен владеть грамотной речью, держать нейтралитет и создавать приемлемую, положительную эмоциональную окраску.
Пример аналетически-публицистического стиля текста:
«Согласно мнению известного психолога Авдеева В. К., в каждом человеке есть определенный уровень справедливости, совести, чувства стыда и доброты, зрелости и опытности. Никто не знает, откуда берутся эти качества и от чего они зависят, поэтому психологи всего мира работают над этим важным педагогическим открытием. Предполагается, что не только генетика влияет на формирование полноценной личности.»

Художественно-публицистический стиль

Жанры публицистического стиля речи особенно сложны, если им необходимо придать художественную окраску. Именно поэтому художественно-публицистический стиль является самым трудным из перечисленных. Наиболее распространенные разновидности этого жанра:
  • Очерк;
  • Фельетон;
  • Памфлет;
  • Пародия.
Очерк – это публицистический текст, который не просто освещает какое-либо событие, но и художественно их оформляет.
Здесь вполне уместны художественные приемы, такие как эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, олицетворения и прочие. Очерк бывает:
  • Портретный – описание лица, события, книги, фильма, явления;
  • Проблемный – рассказ об определенной проблеме.
Фельетон – это исключительно сатирический текст публицистического стиля речи. Он подразумевает высмеивание определенных проблем, отрицательных явлений в жизни общества.
Успех такого жанра зависит от умения журналиста преподнести события грамотным литературным языком, но без откровенного хамства и насмешек над объектами статьи.
Памфлет – жанр публицистического текста, который очень схож с предыдущим. Но есть одно существенное отличие: памфлет высмеивает не явление и не событие.
 Это откровенная насмешка над отрицательным героем, будь то выдуманный персонаж или реальный человек. Журналист не должен переходить черту и откровенно выставлять героя статьи в плохом свете, иначе такой памфлет считается некачественным и оскорбительным.
Пародия – это немного сатирическое изображение чужой речи.
При этом пародировать можно:
  • Героя литературного произведения;
  • Политического деятеля;
  • Научно-философского персонажа.
Отдельно стоит выделить пример публицистического текста, как сатирический комментарий. Это также небольшое высмеивание отрицательного события, в котором допускается гиперболизация, то есть сознательное преувеличение каких-либо отрицательных или положительных сторон человека, явления или события.
Пример художественно-публицистического жанра:
«Я хочу быть правильно понятым. Хемингуэй — замечательный творческий деятель. В ту эпоху были перспективные поэты и музыканты. «Снежный человек» — не только тема застольной болтовни, но тайна, не дающая покоя нескольким серьезным ученым. Дело не в самих загадках, о которых идет речь. Они абсолютно разнятся между собой, и каждая требует особого подхода. Беда в народных поверьях, распространяющихся, как какая-то эпидемия или болезнь, о которой можно только догадываться».

18 комментариев:

  1. Спасибо за нужную информацию!!! Было интересно читать.
    Абсалудинова Чакар Шамильевна, 1 курс 1ПО «Право»

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за предоставленную информацию.Студентка 1 курса ПО «Право» Гасанова Элина

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за важную, полезную информацию Студентка 1курса Пед. Образование."Право" Алиева Заинат. А.

    ОтветитьУдалить
  4. Большое спасибо за такую полезную информацию.
    Студентка 1 курса
    Караева Диана

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за дополнительную информацию 🌸Очень многое поняла и закрепила свои знания о публицистическом стиле и жанрах 🤗Спасибо за материал.Студентка 1 курса 2гр Абужаева Лайла СЭ

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за дополнение к домашней теме.
    Подчеркнула для себя очень важную информацию о публицистическом стиле , которую в будущем буду применять в своих выступлениях .
    Абдулаева Тиянат
    Студентка 1 курса 3 Группы ДБО

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо большое за интересную и полезную информацию.
    Саидова Карина
    Пед.образование "Право"

    ОтветитьУдалить
  8. Зафиксировала в виде конспекта,нужная информация.Спасибо.Дибирова П

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо за полезную информацию.
    Гаджимамагомедова Хадижат 1 курс Пед.образование "Право"

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо за нужную информацию. Ахмедова Зарема 1 курс Пед образование Профиль "Право "

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо вам за предоставленную информацию.Узнала много нового о жанрах публицистического стиля.
    Муслимова Джамиля 1 курс 2 группа ДПО

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо за нужную информацию!!! Было интересно читать!
    Мустафаев Джабраил 1 курс 1 ДБО

    ОтветитьУдалить
  13. спасибо за информацию
    рамазанова зейнаб 1 курс сэ 2 группа

    ОтветитьУдалить
  14. Очень полезная и нужная информация! Спасибо!
    Атлуханова Камила
    1 курс
    2 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  15. Алжанбекова Наида,1 курс 3 ДБО
    Спасибо за нужную информацию!!! Было интересно читать!

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо за интересную и полезную информацию !
    Аллахвердиев Имам Мурадович 3 ДБО 1 курс

    ОтветитьУдалить
  17. Спасибо за информацию. Анжела 1 курс 2 группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  18. Спасибо, очень познавательно и полезно для закрепления новой темы!

    ОтветитьУдалить