Жанры публицистического стиля речи – это определенные композиционные и стилистические типы произведений, присущие средствам массовой информации.

Наиболее характерные примеры публицистического стиля с информационной направленностью таковы:

Наиболее характерные примеры публицистического стиля с информационной направленностью таковы:
В основном, современными представителями публицистического стиля используется заметка. Заметка – это короткое сообщение о фактах, событиях, предположениях, новостях.
Существует несколько их разновидностей:
Примеры текстов-заметок отличаются краткостью и емкостью. В них недопустимо какое-либо отклонение от темы и описание личного мнения автора.
Репортаж – это не просто отражение каких-либо событий, это текст публицистического стиля речи, отраженный через непосредственное восприятие его создателя. В основе репортажа лежит не просто общественно значимое событие, а целая история, за которой читатели готовы наблюдать.
Интервью – это небольшая зарисовка, текст в газете, журнале, интернет-ресурсе или на телевидении, созданный с целью сообщить читателям мнение какого-либо лица об определенном факте, объекте, событии.
Особенности информационного интервью:
Текст в сухом публицистическом стиле – это отчет. Его задача – раскрыть информацию о каком-либо собрании, съезде, заседании, конференции, при этом с точностью изложить, какие решения были приняты, к чему пришли участники события и как это отразится на других людях. Обязательное требование к отчету – актуальность и правдивость информации, она ни в коем случае не должна быть искажена.
Зарисовка – это небольшой рассказ, и отличается он от предыдущих стилей своей направленностью. Зарисовка обычно бывает:
На самом деле подстили публицистического стиля речи очень разнообразны, но основные из них – информационные – мы видим чаще всего. Они фигурируют ежедневно: в газетах, журналах, научных книгах, на телевидении и даже на улице, когда корреспондент проводит социальные опросы населения.
Вот пример информационно-публицистического стиля текста:
«Как сообщили представители министерства культуры столицы, будет реконструировано здание бывшего крупного кукольного театра «Дружба», который был официально открыт в 2001—2002 годах. После реконструкции кукольный театр вновь возобновит свою деятельность. Также власти планируют отвести часть здания под детский развлекательный комплекс».
Аналитический публицистический стиль речи
Если информационные тексты призваны сообщать людям о чем-либо, то аналитические должны воздействовать на человека. Они представляют собой анализ корреспондентом какого-либо человека, события, факта или явления.
Жанры аналитического информационного стиля таковы:
Беседа во многом схожа с интервью, но есть и существенные отличия. Таблица представляет их наглядно.
Интервью | Беседа |
---|---|
Журналист задает вопросы. Суть статьи строится на ответах оппонента. | Журналист – равноправный партнер, он определяет содержание будущей статьи. |
Журналист не обязан глубоко изучать тему интервью. | От журналиста требуются определенные знания по теме беседы, он должен вести полноценную дискуссию. |
В результате получается статья с мнением опрашиваемого. | В результате получается всесторонне рассмотреть предмет разговора. Читатель имеет больше возможностей сделать собственные выводы о нем. |
Беседа состоит из множества предложений, она часто публикуется в специализированных литературных источниках, посвященных какой-либо узконаправленной тематике.
Статья – это главный публицистический текст аналитического жанра. Статья – это подробный обзор какого-либо факта, события, ситуации. Автор статьи может руководствоваться разными методиками работы и источниками информации, чтобы разъяснить свою точку зрения и заставить читателя поразмыслить самостоятельно. Текст в форме статьи бывает:
Корреспонденция в некотором роде схожа с репортажем или отчетом. Она повествует о каком-либо событии и истолковывает его.
Истолкование – это выяснение и анализ причин данного события, оценка его значимости и прогноз развития в будущем. Основное отличие от репортажа – в центре корреспонденции присутствует один единственный факт, вокруг которого и идет рассуждение. Все остальные материалы – дополнительные, они служат подтверждением основного утверждения.
Ее цель – описать мнение рецензента по поводу этого произведения, так, чтобы непосвященный человек понял, о чем речь, смог сделать собственные выводы и посмотреть на объект рецензии по-новому. Рецензия относится к аналитическим, а не информационным жанрам лишь потому, что требует от автора глубокого познания темы, описания своих суждений и анализ произведения. Современные рецензии приобрели уже несколько иной оттенок.Рецензия – это полный обзор какого-либо художественного произведения или научной книги.
В такой форме могут описываться:
Ранее пример публицистического рецензионного стиля мог встретиться лишь в описании художественных и научных произведений.
По мнению современных журналистов, все чаще рецензия имеет ироничный характер, что недопустимо в подобном жанре и характеризует журналиста как непрофессионала. Автор должен владеть грамотной речью, держать нейтралитет и создавать приемлемую, положительную эмоциональную окраску.
Пример аналетически-публицистического стиля текста:
«Согласно мнению известного психолога Авдеева В. К., в каждом человеке есть определенный уровень справедливости, совести, чувства стыда и доброты, зрелости и опытности. Никто не знает, откуда берутся эти качества и от чего они зависят, поэтому психологи всего мира работают над этим важным педагогическим открытием. Предполагается, что не только генетика влияет на формирование полноценной личности.»
Художественно-публицистический стиль
Жанры публицистического стиля речи особенно сложны, если им необходимо придать художественную окраску. Именно поэтому художественно-публицистический стиль является самым трудным из перечисленных. Наиболее распространенные разновидности этого жанра:
Очерк – это публицистический текст, который не просто освещает какое-либо событие, но и художественно их оформляет.
Здесь вполне уместны художественные приемы, такие как эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, олицетворения и прочие. Очерк бывает:
Фельетон – это исключительно сатирический текст публицистического стиля речи. Он подразумевает высмеивание определенных проблем, отрицательных явлений в жизни общества.
Успех такого жанра зависит от умения журналиста преподнести события грамотным литературным языком, но без откровенного хамства и насмешек над объектами статьи.
Это откровенная насмешка над отрицательным героем, будь то выдуманный персонаж или реальный человек. Журналист не должен переходить черту и откровенно выставлять героя статьи в плохом свете, иначе такой памфлет считается некачественным и оскорбительным.Памфлет – жанр публицистического текста, который очень схож с предыдущим. Но есть одно существенное отличие: памфлет высмеивает не явление и не событие.
Пародия – это немного сатирическое изображение чужой речи.
При этом пародировать можно:
Отдельно стоит выделить пример публицистического текста, как сатирический комментарий. Это также небольшое высмеивание отрицательного события, в котором допускается гиперболизация, то есть сознательное преувеличение каких-либо отрицательных или положительных сторон человека, явления или события.
Пример художественно-публицистического жанра:
«Я хочу быть правильно понятым. Хемингуэй — замечательный творческий деятель. В ту эпоху были перспективные поэты и музыканты. «Снежный человек» — не только тема застольной болтовни, но тайна, не дающая покоя нескольким серьезным ученым. Дело не в самих загадках, о которых идет речь. Они абсолютно разнятся между собой, и каждая требует особого подхода. Беда в народных поверьях, распространяющихся, как какая-то эпидемия или болезнь, о которой можно только догадываться».
Спасибо за нужную информацию!!! Было интересно читать.
ОтветитьУдалитьАбсалудинова Чакар Шамильевна, 1 курс 1ПО «Право»
Спасибо за предоставленную информацию.Студентка 1 курса ПО «Право» Гасанова Элина
ОтветитьУдалитьСпасибо за важную, полезную информацию Студентка 1курса Пед. Образование."Право" Алиева Заинат. А.
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за такую полезную информацию.
ОтветитьУдалитьСтудентка 1 курса
Караева Диана
Спасибо за дополнительную информацию 🌸Очень многое поняла и закрепила свои знания о публицистическом стиле и жанрах 🤗Спасибо за материал.Студентка 1 курса 2гр Абужаева Лайла СЭ
ОтветитьУдалитьСпасибо за дополнение к домашней теме.
ОтветитьУдалитьПодчеркнула для себя очень важную информацию о публицистическом стиле , которую в будущем буду применять в своих выступлениях .
Абдулаева Тиянат
Студентка 1 курса 3 Группы ДБО
Спасибо большое за интересную и полезную информацию.
ОтветитьУдалитьСаидова Карина
Пед.образование "Право"
Зафиксировала в виде конспекта,нужная информация.Спасибо.Дибирова П
ОтветитьУдалитьСпасибо за полезную информацию.
ОтветитьУдалитьГаджимамагомедова Хадижат 1 курс Пед.образование "Право"
Спасибо за нужную информацию. Ахмедова Зарема 1 курс Пед образование Профиль "Право "
ОтветитьУдалитьСпасибо вам за предоставленную информацию.Узнала много нового о жанрах публицистического стиля.
ОтветитьУдалитьМуслимова Джамиля 1 курс 2 группа ДПО
Спасибо за нужную информацию!!! Было интересно читать!
ОтветитьУдалитьМустафаев Джабраил 1 курс 1 ДБО
спасибо за информацию
ОтветитьУдалитьрамазанова зейнаб 1 курс сэ 2 группа
Очень полезная и нужная информация! Спасибо!
ОтветитьУдалитьАтлуханова Камила
1 курс
2 группа ДБО
Алжанбекова Наида,1 курс 3 ДБО
ОтветитьУдалитьСпасибо за нужную информацию!!! Было интересно читать!
Спасибо за интересную и полезную информацию !
ОтветитьУдалитьАллахвердиев Имам Мурадович 3 ДБО 1 курс
Спасибо за информацию. Анжела 1 курс 2 группа СЭ
ОтветитьУдалитьСпасибо, очень познавательно и полезно для закрепления новой темы!
ОтветитьУдалить