Поиск по этому блогу

пятница, 1 ноября 2024 г.

Публицистический стиль


 

Общая характеристика публицистического стиля

Публицистический стиль (от лат. publicus – общественный) обслуживает сферу общественных отношений: политико-идеологических, общественно-экономических, культурных и других. Данный стиль является наиболее популярным их всех книжных стилей, поскольку его распространению способствуют средства массовой информации: его образцы представлены на страницах газет, журналов, в оперативно издаваемых книгах и брошюрах, в материалах радио-, кино- и тележурналистов, а также в Интернете. 

Основными функциями публицистического стиля (публицистики) являются информирование (сообщение) и воздействие, причём первичной функцией является информирование. Публицистика позволяет массовой аудитории получать оперативную информацию о событиях в стране и мире, о новостях политики, науки, спорта и т. д. 
Таким образом, информация, содержащаяся в публицистических текстах, специфична. Её отличают:  как правило, злободневность и актуальность проблематики;  разнообразие содержания, поскольку публицистика отражает разные аспекты нашей жизни: политический, экономический, нравственный и т. д.; предназначенность массовой, весьма неоднородной и чаще всего рассредоточенной аудитории: ведь мы читаем газету, слушаем радио чаще всего в одиночку (исключение составляют кинозрители и отчасти телезрители, а также слушатели публичного выступления оратора, хотя интересы этой аудитории также могут быть весьма разнообразны; стилистическая неоднородность речевого  и визуального оформления. Не менее важна для публицистики функция воздействия (волюнтативная). Ведь в коммуникативное намерение автора входит не только сообщение на ту или иную тему, но  надежда на отклик читателя (слушателя), на общественный резонанс. 
Наряду с информацией фактологического плана,  публицистическое произведение содержит и её авторскую интерпретацию, оценку, комментарий. Оно воздействует на наши чувства и разум, и это влияние  осуществляется за счет не только эмоциональности, экспрессивности, но и продуманной логики изложения материала. Поэтому для аналитических жанров публицистики система аргументов, логических суждений является обязательной. 
Следует отметить также, что воздействовать  в публицистике можно как открыто, «прямолинейно», так и завуалировано. В последнем случае точка зрения автора (СМИ) может быть выражена, например, через порядок расположения (последовательность) журналистских материалов, через изобразительный ряд, интонацию радио- или телеведущего и т. д. 
Функция воздействия публицистики традиционно тесно связана с такими понятиями, как агитация и пропаганда. 
Агитация – это распространение оперативной информации по поводу текущих событий, активно формирующих жизненную позицию массового адресата по конкретным ситуациям. Агитационные материалы передают идейно-эмоциональное отношение автора и СМИ к фактам, событиям, процессам и др. Типичным образцом агитации являются предвыборные листовки и видеоролики кандидатов. Пропаганда – это деятельность по распространению фундаментальных идей, знаний, формирующих массовое сознание, а также миросозерцание конкретного человека, дающая массовому адресату ценностные ориентиры для понимания процессов, происходящих в обществе. 
В первую очередь популяризируются взгляды, которых придерживается владелец и/или редакция СМИ (а также стоящие за ней общественно-политические силы), по кардинальным вопросам жизни. Так, например, «глянцевыми» изданиями последовательно пропагандируется буржуазный образ жизни. Названные выше функции в равной степени характерны и для публицистического стиля, и для журналистики, однако эти термины не следует отождествлять. Первый термин значительно шире, поскольку к публицистике, помимо жанров, представленных в средствах массовой информации, относятся также литературно-критические произведения, а также общественные (публичные) выступления на собраниях, митингах, пленумах и др. Публицистические произведения издаются в виде книг; да и многие школьные сочинения и эссе также носят публицистический характер. 
Таким образом, создать публицистический текст, выражая в нём  собственное мнение по поводу тех или иных событий и явлений, способен любой человек, владеющий публицистическим стилем. Однако в нашем обыденном сознании термин публицистика прежде всего ассоциируется всё же с журналистикой (журналистами) и политикой (политиками). 
Публицистика существует как в письменной, так и в устной форме. Поскольку смотрят и слушают сегодня гораздо больше, чем читают и пишут, особое значение в современных условиях приобретает радио- и телепублицистика.  Кроме того, существуют публицистические жанры, совмещающие словесный и визуальный компоненты: плакат, карикатура, теле- и радиопередачи, театрально-драматические постановка и др.  

34 комментария:

  1. Спасибо за информацию
    Халилова Аида 1 курс 1 группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за информацию! Кратко законспектировала и сделала заметку для себя! Амирова Фатима 1курс 2гр ДПО

    ОтветитьУдалить
  3. Очень познавательная статья. Она разъяснила все тонкости данного стиля. Теперь я уж точно не спутаю ее с другими стилями. Спасибо! Рекомендую к прочтению.
    Хадиев Камалдин 1 курс "ПО"

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за информацию. Студентка 1 курса ПО «Право» Гасанова Элина

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за информацию Студентка 1курса Пед. образование "Право"Алиева Заинат.А.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за такую информационную статью!
    Студентка 1 курса
    Караева Диана

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за полезную информацию.
    Ст-ка 1 курса ПО "Право"
    Мухудинова Сарат

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за полезную информацию.
    Ст-ка 1 курса ПО "Право"
    Мухудинова Сарат

    ОтветитьУдалить
  9. Дополнила свой конспект данным материалом и сделала себе заметки.Спасибо)

    1 курс/2 гр ДПО

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо за полезную информацию.
    Газиева Саида 1 курс пед. образование.

    ОтветитьУдалить
  11. Большое спасибо за интересную информацию.
    Саидова Карина
    Пед.образование "Право"

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо за информация, при этом конкретную.
    Мятова Фируза 1 курс Пед обр Профиль " Право"

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо за полезную информацию.
    Гаджимагомедова Хадижат 1 курс Пед.образование " Право"

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо за полезную информацию. Ахмедова Зарема 1 курс Пед образование "Право "

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо за нужную информацию!!! Было интересно читать!
    Мустафаев Джабраил 1 курс 1 ДБО

    ОтветитьУдалить
  16. Назаралиев Нариман 1курс 1дбо юриспруденция

    ОтветитьУдалить
  17. Шахбанова Хамис 1 курс 1 дбо юриспруденция

    ОтветитьУдалить
  18. Ахмедова Марина 1 ДБО 1курс юриспруденция

    ОтветитьУдалить
  19. Раджабова Гюльназ 3 дбо 1 курс юриспруденция

    ОтветитьУдалить
  20. Интересно изложенная информация, как и всегда) Спасибо!
    Омарова Асият, 1 курс 1 группа ДБО, Юриспруденция.

    ОтветитьУдалить
  21. Раджабова Зарипат 1 курс 3ДБО юриспруденция

    ОтветитьУдалить
  22. Спасибо за всю информацию. Абдулазизов Арслан Абдулаевич 1 курс 3 группа ДБО

    ОтветитьУдалить
  23. Абдурахманова Мариян 1к 1ДБО, юриспруденция

    ОтветитьУдалить
  24. Спасибо за данный материал!
    Сайпулаева Джамиля 1 курс 1ДБО (юриспруденция)

    ОтветитьУдалить
  25. Спасибо за данный материал. Алимирзаева Анжела 1 курс 2 группа СЭ

    ОтветитьУдалить
  26. Спасибо за очень интересный материал, который пригодился в конспектировании темы. 👍
    Мирзалиева Сабина (1 ПО профиль - право)

    ОтветитьУдалить